Умелые руки


Программа «Умелые руки»

Организатор: Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Станция юных техников» г. Железногорск

Место проведения: МКУДО «Станция юных техников» г. Железногорск

Контакты: Петренко Валентина Владимировна, руководитель программы

Электронная почта: syth@obr46.ru

Телефон: 8(47148) 2-47-25

О программе:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Умелые руки» направлена на развитие у дошкольников 6-7 лет  интереса к техническому творчеству, на развитие образного и логического мышления, на освоение детьми навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда.

Цель программы: обучение  детей конкретным трудовым умениям и навыкам обработки наиболее распространённых и доступных детям материалов с использованием инструментов ручного труда.

Задачи программы:

Образовательные:

  • познакомить с  простейшими материалами и инструментами, правилами работы с ними, помочь обучающимся приобрести трудовые навыки;
  • научить планировать свою работу, представлять конечный результат своей деятельности.

Развивающие:

  • формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
  • формирование желания и умения трудиться;
  • развитие воображения, памяти, мышления, моторики рук, содействовать получению знаний о профессиях.

Воспитательные:

  • воспитание настойчивости в достижении поставленной цели;
  • воспитание аккуратности в работе;
  • воспитание патриотизма (интереса к родному краю, культуре), воспитывать умение проявлять интерес и внимание к другим детям, воспитывать умение слушать и понимать друг друга, выражать дружеские чувства.

Структура программы:

Программа состоит из разделов:

  • «Организационно-контрольный»;
  • «Техника безопасности. Материалы и инструменты»;
  • «Бумагопластика. Правила ТБ»;
  • «Основы моделирования»;
  • «Основы конструирования»;
  • «Мастерская деда мороза»;
  • «Изготовление подарков и сувениров к праздникам».

На занятиях обучающиеся получают первоначальные знания о различных материалах и инструментах, методах и приемах работы с ними, знакомятся и отрабатывают навыки изготовления простейших моделей по шаблонам. Дети развивают моторику, строят общение в объединении, учатся базовым и основным приёмам работы с простейшими инструментами: ножницы, карандаш, линейка, изучают устройство простых технических объектов.

Развивается техническое мышление. Ребята принимают участие в конкурсах и выставках.

На протяжении всего периода обучения с обучающимися проводятся теоретические занятия по темам программы, а так же различные беседы, направленные на духовно-нравственное воспитание, формирование патриотизма и т.д.

На  занятиях   дети   учиться  соблюдать порядок разметки изделий из бумаги, картона и других материалов, вырабатывается  привычка сначала обдумать, потом делать, умение вносить различные изменения в свои изделия.          

Формирование, развитие и закрепление навыков происходит с наибольшим эффектом в том случае, когда тематика практических работ способствует усвоению ранее изученных приёмов и применению уже знакомых детям инструментов и приспособлений.

Содержание программы предполагает использование разнообразных форм занятий: практические работы, беседы, выставки поделок, испытание изготовленных моделей, игры, викторины. Выставки и викторины повышается самооценку за счёт возможности самоутвердиться путём достижения определённых результатов в соревновательной деятельности

Игровая деятельность оказывает сильное влияние на формирование и развитие умственных,  эмоциональных и волевых сторон и качеств личности ребёнка. Игра неразрывно связана с развитием активности, самостоятельности, познавательной деятельности и творческих возможностей детей. Введение элементов игры в процессе подготовки детей к конструкторско-технической деятельности содействует тому, что дети сами начинают стремиться преодолевать такие задачи, которые без игры решаются значительно труднее.

Контроль над знаниями обучающихся осуществляется в форме устной оценки педагогом промежуточных и конечных результатов работы детей, тематических конкурсов, игр, викторин.

Результат педагогической деятельности объединения определяется степенью развития самостоятельности обучающихся при решении трудовых творческих задач и воспитанием устойчивого интереса к технической деятельности, т.е. переходом в технические объединения следующей ступени.

Результаты программы:

Обучающиеся во время реализации программы узнают:

  • виды и свойства бумаги, картона и др. материалов;
  • название и назначение инструментов для работы с данными материалами (ножницы, карандаши, линейки);
  • правила безопасности во время работы с инструментами;
  • название и назначение окружающих технических объектов и инструментов ручного труда;
  • простейшие правила организации рабочего места;
  • способы перевода выкроек изделий и отдельных его деталей на кальку, бумагу и т.д.;
  • способы перевода выкроек и шаблонов;
  • способы соединения деталей из бумаги, картона;
  • название основных частей изготовленных макетов и изделий;
  • правила  общения с ровесниками и взрослыми.
  • учатся планировать  и организовывать свою работу;
  • выполнять  разметку на материале, пользуясь карандашом и линейкой, делать разметку деталей различной формы;
  • работать с  трафаретам и  шаблонам; составлять простые узоры;
  • правильно пользоваться инструментами.

Кто реализует программу:

Руководитель программы: Петренко Валентина Владимировна, педагог дополнительного образования МКУДО «Станция юных техников» г. Железногорск Курской области