Юный фенолог


«Юный фенолог»

 

Организатор: муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск

Место проведения: МКУДО «СЮН» г. Железногорск

Контакты: Лупачева Любовь Николевна, руководитель программы.

E-mail: syn@obr46.ru

О программе:

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный фенолог» разработана на основе основной образовательной программы учреждения, определяющей на основе федерального государственного стандарта основные характеристики и организационно – педагогические условия получения образования определенного уровня с учетом вида и особенностей образовательного процесса в МКУДО «Станция юных натуралистов». Программа дополняет доступным спектром образовательной деятельности образовательные стандарты общего образования.  

Программа «Юный фенолог» по содержательной, тематической направленности является естественно-научной; по функциональному предназначению — учебно-познавательная; по форме организации — кружковой; по времени реализации трехгодичной.

Она предназначена для среднего звена (10 -14 лет),  для детей интересующихся предметом и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по экологии, фенологии.  Содержание программы расширяет представления обучающихся о природе родного края, знакомит с животным и растительным миром, экологическими проблемами Железногорского района. В соответствии с ФГОС программа направлена на развитие личности ребенка, ее общей культуры и индивидуальных способностей, освоение социокультурных ценностей, организацию интеллектуального труда, содержательного досуга, формирование здорового образа жизни.

Программа реализуется с учетом возрастных особенностей, интересов, уровня образования.

Актуальность. Использование данной программы позволяет сделать акцент на приоритетном знании общечеловеческих ценностей, таких как бережное отношение к природе, любовь к окружающему миру, воспитание экологической культуры личности, что явилось предпосылкой к созданию программы «Юный фенолог».

Новизна программы «Юный фенолог» в том, что организация учебной деятельности строится на основе последовательности и преемственности школьного и дополнительного экологического образования. Такой подход позволяет углублять знания, полученные вобщеобразовательной школе, развивает, углубляет их, поддерживает умственную работоспособность обучающихся, придает им эколого — валеологическую окраску, формирует заинтересованность детей к природе, представление о сезонном развитии природы и его закономерностях складывается из наблюдений за ходом развития отдельных его компонентов.

 Структура программы:

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно-методический план.
  3. Содержание программы.
  4. Методическое обеспечение.
  5. Список литературы.

Результаты программы:

Реализация дополнительной общеобразовательной программы «Юный фенолог» предполагает овладение следующими  образовательными компетенциями:

личностные компетенции — формирование коммуникабельности, эмоциональной устойчивости, открытости, сознательности, доброжелательности; привитие обучающимся в условиях экологических рисков социальных норм жизнедеятельности, культурных ценностей: нравственных и эстетических идеалов, норм и правил поведения, национальных традиций, социального, культурного и профессионального самоопределения;

метапредметные компетенции — обретение каждым ребенком универсальных умений и навыков исследовательской и проектной деятельности, извлечения необходимой информации из различных источников – текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда; осуществления поиска нужной информации по заданной теме в источниках разного типа; использования мультимедийных ресурсов и компьютерной технологии для обработки, передачи информации, подготовки презентаций;

предметные компетенции обучающихсяся первого года обучения:

  • знания  об осенних фенологических изменениях  в природе, сезонных изменениях  видового состава животных, сезонных метеорологических явлениях.
  • навыки: проведения сезонных наблюдений за растениями и животными в природе и фиксирования результатов наблюдений в дневниках, готовить растения к гербаризации                                                             

обучающихся второго года обучения:

  • знания о сезонные изменения в жизни различных видов животных и растений, охраняемых животных нашей местности, основные закономерности роста и развития растений;
  • навыки: определения различных видов растений и животных в природе и в коллекциях,   работы с определителями и литературой; оформления зоологических и ботанических коллекций, исследовательской деятельности

обучающихся третьего года обучения:

  • знания о методах полевых исследований животных в природе, об особенностях растительного мира Железногорского района, морфологии  и систематике отдельных видов, методологии их определения; многообразии животного мира Железногорского района, биологических особенностях различных систематических групп, методиках определения отдельных видов, редких и исчезающих видах животных;
  • навыки: ведения фенологических наблюдений животных по следам, учет на кормовых площадках, картирование размещения наземных позвоночных, оформления зоологических и ботанических коллекций, проектной деятельности, систематизации и анализа данных, оформления отчётов.

 Кто реализует программу:

Лупачева Любовь Николаевна, педагог дополнительного образования муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск.