Юный натуралист


«Юный натуралист»

 

Организатор: муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск

Место проведения: МКУДО «СЮН» г. Железногорск

Контакты: Чаплыгина Юлия Николевна, руководитель программы.

E-mail: syn@obr46.ru

О программе:

Программа «Юный натуралист» предназначена для младших школьников (7-11 лет) и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по биологии и  экологии родного края.

Содержание программы нацелено на формирование экологической культуры, способствует повышению качества знаний и интереса  к биологическим дисциплинам, развитию индивидуальных способностей ребенка.

Актуальность дополнительной общеобразовательной программы «Юный натуралист» в том, что в условиях реализации ФГОС она способствует повышению результативности и эффективности экологического обучения, развивает знания о взаимодействии человека и природы, способствует развитию эмоциональной и волевой сферы обучающихся, воспитывает экологическую ответственность у молодого поколения.

Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Юный натуралист» заключается в комплексном  подходе, неразрывной связи теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов младших школьников. Данная программа намечает основные направления, тематику и ориентиры поиска решения экологических проблем города, создает оптимальные условия для творческого развития обучающихся, их гражданского становления, удовлетворения их социальных запросов.

Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной программы «Юный натуралист» обусловлена ее практической значимостью. Наблюдения и опыты с натуральными объектами, растениями в природе, теплице и исследовательская деятельность повышают интерес детей к предмету. В программу включены задания прикладного характера.  Практические работы по сбору раздаточного материала: сбор семян и ягод для подкормки зимующих птиц, изготовление гербария, кормушек, скворечников для птиц, способствует формированию всесторонне развитой личности. Основные темы программы рассчитаны на развитие экологического мышления, бережного отношения к природе.

 Структура программы:

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно-методический план.
  3. Содержание программы.
  4. Методическое обеспечение.
  5. Список литературы.

 Результаты программы:

Реализация дополнительной общеобразовательной программы «Юный натуралист» предполагает овладение следующими  образовательными компетенциями:

  • личностные компетентности — сформированность основ экологической культуры, экологического мышления, умений выбрать наиболее оптимальный способ решения экологической задачи в социально-практической деятельности.
  • метапредметные компетентности — овладение начальными формами исследовательской деятельности; приобретение  опыта ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; опыта социальной и межкультурной коммуникации; формирование коммуникативных навыков.
  • предметные компетентности

первый год обучения:

  • сформированность знаний о биологических особенностях растительного и животного мира вообще и Курской области в частности, о роли живого в природе и жизнь человека, о редких и исчезающих видах растений и животных Курской области и нуждающихся в особой охране;
  • владеть навыками определения наиболее распространенных  видов растений и животных нашего края по внешнему виду, движениям, по цвету, по силуэту;
  • анализировать, сравнивать и обобщать полученные результаты.

второй год обучения:

  • сформированность знаний о результатах влияния урбанизации на видовой состав растений и животных; особенностях содержания, ухода и разведения, животных уголка живой природы, о многообразии растительного и животного мира родного края;
  • владеть навыками определения незнакомые виды растений и животных по определителю; ведения фенологических наблюдений; проведения биологических экспериментов.

третий год обучения:

  • сформированность знаний о природных, климатических  условия, о полезных ископаемых, об основных типах почв Курской области; об особенностях растительного и животного мира Железногорского района, морфологию  и систематику отдельных видов, методологию их определения;
  • владеть навыками составления плана местности,  определения различных видов растений и животных в природе и в коллекциях; работать с определителями, проводить биологические наблюдения анализировать, систематизировать данные, анализировать и делать выводы.

Кто реализует программу:

Чаплыгина Юлия Николевна, педагог дополнительного образования муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск.