Шустрые пальчики


«Шустрые пальчики»

 

Организатор: муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск

Место проведения: МКУДО «СЮН» г. Железногорск

Контакты: Славуцкая Ида Григорьевна, руководитель программы.

E-mail: syn@obr46.ru

О программе:

В последние десятилетия ведущие психологи, педагоги, медики разных стран все чаще поднимают вопрос об огромной роли раннего привлечения детей к рукотворному труду в дальнейшем развитии их умственных способностей, духовного и физического здоровья. Поэтому в педагогике сейчас все активнее рассматривается вопрос о необходимости возрастного смещения  усиленного развития творческой деятельности детей с подросткового возраста (10-15 лет) на  младший школьный возраст (6-10 лет) и на возраст дошкольного детства (3-6 лет). Особенно это касается современных детей, с раннего детства проводящих много времени перед экранами и мониторами. Выполнение кропотливой творческой ручной работы по мнению детских врачей и психологов активно развивает не только мелкую моторику пальцев рук, но и способствует укреплению глазодвигательного нерва, который в свою очередь оказывает влияние на функционирование желез внутренней секреции.

Данная программа по содержательной и тематической направленности является художественной:

  • по функциональному предназначению – прикладной;
  • по форме организации – кружковой;
  • по времени реализации —  двухгодичной.

Участники программы:

Дети  дошкольного и младшего школьного возраста (5-10 лет)

Учитывая  специфику возрастной психологии детей дошкольного и младшего школьного возраста (быстрая утомляемость, стремление к частой смене рода деятельности), программа разделена на несколько разделов по блочному принципу. Каждый раздел – это отдельный образовательный блок по обучению конкретному виду конструктивной деятельности (работа в технике Изонить», работа с природными материалами, работа с бумагой в технике «Оригами», работа с солёным тестом).

 Содержание программы нацелено:

  • на формирование творчески развитой личности;
  • на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество;
  • на укрепление физического, психологического здоровья и интеллектуального развития  обучающихся.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью.

Дети могут применять полученные знания и практический опыт при выполнении разнообразных творческих работ. Работа с разными материалами является такой продуктивной деятельностью, в результате которой дети не просто создают разнообразные поделки, выполняя плоскостные и объемные композиции, но и выражают свое отношение к окружающему миру.

Новизна программы заключается в том, что для решения задач  обучения и воспитания  предусматривается интеграция нескольких видов деятельности по специализациям разного профиля (конструирование с использованием разнообразных материалов и техник). Интегрированное обучение позволяет педагогу открывать детям новые  пути познания красоты и гармонии окружающей природы, обогатить их внутренний мир. В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на реализацию новых  идей и создание новых разработок, но и на самосознание, открытие и развитие своего внутреннего «Я».

Такая организация педагогической деятельности определяет педагогическую целесообразность  программы, т. к. активно способствует  повышению результативности и эффективности эстетического обучения, развивает практические навыки и умения, воспитывает трудолюбие, целеустремленность, толерантность и коммуникабельность в общении.

Работа по программе предполагает также связь с родителями в виде индивидуальных бесед, тестирования и анкетирования, совместных  занятий, консультаций, мастер-классов  и праздников, участие в экскурсионной деятельности, приглашение на тематические и отчетные выставки.  Это помогает родителям лучше узнать внутренний мир своих детей,  гармонизировать отношения в семье.

Структура программы:

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно-методический план.
  3. Содержание программы.
  4. Методическое обеспечение.
  5. Список литературы.

Результаты программы:

Правила техники безопасности при выполнении всех видов работ.

Основные правила работы с нитяной графикой.

При работе со схемами нитяной графики — прямой и обратный счет от 1 до 10.

Основные правила работы с природными материалами.

Основные правила работы в технике «Оригами».

Правила техники безопасности при выполнении всех видов работ.

Основные приемы работы:

  • в технике «Изонить»;
  • в технике «Оригами»;
  • с соленым тестом;
  • с природными материалами.

При работе со схемами нитяной графики — прямой и обратный счет от 1 до 20.

Основные термины по всем разделам программы.

Работать с инструментами: ножницами, иголкой, шилом, клеем, красками, кисточкой.    

Различать плоские геометрические и объемные фигуры.

Выполнять:

  • простые базовые фигуры и несложные фигурки в технике «Оригами»;
  • простые работы в технике «Изонить»;
  • поделки из минимального количества природных материалов.

Самостоятельно контролировать разнообразные виды геометрического и цветового решения работы.

Составлять художественно-декоративные композиции, используя свои наблюдения за окружающей природой.

Выполнять:

  • поделки с использованием большого разнообразия природных материалов;
  • плоские и объемные работы из соленого теста;
  • работы в технике «Изонить» с использованием всех базовых видов заполнения угла и круга;
  • работы  в технике «Оригами» средней сложности.

Кто реализует программу:

Славуцкая Ида Григорьевна, педагог дополнительного образования муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск.