Краевед-эколог (адаптированная)


«Краевед-эколог» (адаптированная)

Организатор: муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск

Место проведения: МКУДО «СЮН» г. Железногорск

Контакты: Дегтярев Николай Иванович, руководитель программы.

E-mail: syn@obr46.ru

О программе:

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Краевед-Эколог» направлена на расширение образовательных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и  решает задачи реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки, их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций.

Она предназначена для обучающихся 10-16 лет гуманитарного профиля и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по экологии, краеведению, зоологии, ботанике, геологии, палеонтологии родного края.

Программа написана с учетом нормативно-правовых актов, регламентирующих содержание образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание программы нацелено на формирование целесообразной деятельности ребёнка, стимулирующей самопознание, самообразование, самореализацию личности. Содержание программы расширяет представления обучающегося о природе родного края, знакомит с животным и растительным миром, экологическими проблемами Железногорского района, формирует чувство любви и гармонии с окружающей средой.

Железногорский район находится в зоне активного вмешательства человека в природу. Это и МГОК с его железорудными разработками, авария на Чернобыльской АЭС, в результате которой мы попали в зону загрязнения радиоактивными элементами, другие городские предприятия, автотранспорт. Все это в совокупности сильный антропогенный прессинг на природные комплексы района. Не случайно один из трех проблемных районов Курской области это Железногорский район. Поэтому возникла необходимость давать детям экологические знания, для правильного понимания природоохранных вопросов, которые в конечном итоге затрагивают интересы всех проживающих здесь людей.

Актуальность образовательной программы обусловлена отсутствием адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей — инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ориентирующих на последовательное расширение знаний умений и навыков по изучению жизни растений и животных их биологических особенностей, взаимосвязи организмов и окружающей среды, значение в природе и жизни человека.

Отличительные особенности адаптированной дополнительной общеобразовательной программы «Краевед-Эколог» заключаются в том, что при реализации программы используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные, электронное взаимодействие.

Важным компонентом программы является создание условий для адаптации ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата  в группе сверстников, детско-взрослом сообществе, организация занятий с использованием интерактивных форм деятельности  направленной на раскрытие творческого потенциала ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их достижений, продуктов их деятельности.

В конечном итоге работа ребёнка имеет и научно прикладное значение – создание элементов экспозиций Музей Природы СЮН г. Железногорска, используемого как специфический центр научных исследований, на котором основывается вся деятельность учреждения. В рамках исследовательской работы подразумевается изучение, как первоисточников знаний и носителей ценной информации, так и экспонатов музея. Научные исследования проводятся на собственном краеведческом материале. Наряду с учетной работой решаются задачи всестороннего исследования информационной ценности, выявления и научной фиксации источников значимости каждого музейного предмета. В результате приобретаются новые знания, которые фиксируются затем в научных каталогах. Активно в границах профильной дисциплины поддерживается связь с научными организациями города и области. Обучающийся использует экспонаты в написании исследовательских проектов. Собирая информацию об отдельных объектах, он делает свой вклад в общее развитие информационной базы музея.

В рамках программы активное участие принимают специалисты различных научных учреждений области, что является немаловажным фактором в определении научных интересов обучающегося. Сотрудничество с учеными, которые заражают своей увлеченностью, демонстрируют высокий уровень профессионализма, определенный способ организации жизни, способствуют успешной социализации ребенка, реализации его особых образовательных потребностей.  

Ребёнок получает умения и навыки проведения зоологических, ботанических, экологических исследований, способность их обрабатывать и обобщать, возможность самостоятельно делать выводы и в конечном итоге представлять результаты своей деятельности в форме музейных экспонатов, отчётов, научно-исследовательских работ.

В учебном процессе используются раздаточные материалы, пособия, дидактические материалы, компьютерные инструменты, отвечающие особым образовательным потребностям ребенка, и позволяющие реализовывать выбранный вариант обучения.

При реализации программы учитывается возможность перерывов во время    занятий для проведения необходимых медико-профилактических процедур; соблюдение максимально допустимого уровня нагрузок; соблюдение комфортного режима образования в том числе ортопедического режима; создание благоприятной ситуации для развития возможностей ребенка справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и перевозбуждением; обеспечение обстановки сенсорного и эмоционального комфорта.

Структура программы:

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно-методический план.
  3. Содержание программы.
  4. Методическое обеспечение.
  5. Список литературы.

Результаты программы:

Реализация дополнительной общеобразовательной программы «Экскурсовод-эколог» предполагает овладение следующими  образовательными компетенциями:

  • личностные компетенцииадаптация ребенка к условиям детско-взрослой общности;
  • удовлетворенность ребенком своей, деятельностью в объединении дополнительного образования, повышение творческой активности ребенка, проявление инициативы и любознательности;
  • формирование ценностных ориентаций;
  • формирование мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и педагогами;
  • навыки в изложении своих мыслей, взглядов;
  • навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях, толерантное отношение;
  • развитие жизненных, социальных компетенций, таких как: автономность (способность делать выбор и контролировать личную и общественную жизнь); ответственность (способность принимать ответственность за свои действия и их последействия); мировоззрение (следование социально значимым ценностям); социальный интерес (способность интересоваться другими и принимать участие в их жизни; готовность к сотрудничеству и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных обстоятельствах; склонность человека давать другим больше, чем требовать); патриотизм и гражданская позиция (проявление гражданско- патриотических чувств); культура целеполагания (умение ставить цели и их достигать, не ущемляя прав и свобод окружающих людей); умение «презентовать» себя и свои проекты).
  • метапредметные компетенцииобретение универсальных умений и навыков исследовательской и проектной деятельности, извлечения необходимой информации из различных источников – текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда; осуществления поиска нужной информации по заданной теме в источниках разного типа; использования мультимедийных ресурсов и компьютерной технологии для обработки, передачи информации, подготовки презентаций; способов деятельности, применяемые как в рамках образовательной деятельности, так и при разрешении проблем в реальных, социальных и жизненных ситуациях.
  • предметные компетенции первого года обучения:
    • знания — природные, климатические условия Курской области; особенности растительного мира Курской области, морфологию и систематику отдельных видов, методологию их определения; многообразие животного мира Курской области, биологические особенности различных систематических групп, методики определения отдельных видов, редкие и исчезающие виды животных; основные понятия экологии направления развития и необходимость охраны окружающего мира; методологию сбора и изготовления ботанических коллекций; методологию сбора и изготовления зоологических коллекций;
    • умения — составлять план местности наносить на него природные объекты; определять различные виды растений и животных в природе и в коллекциях; работать с определителем и литературой по определителям; правильно и грамотно оформлять зоологические и ботанические сборы проводить биологические наблюдения анализировать, систематизировать данные, анализировать и делать выводы; понимать и чувствовать природу, знать экологические проблемы родного края;
  • второго года обучения:
    • знания- природные, климатические условия Железногорского района; особенности различных семейств флоры Железногорского района; морфологию и систематику отдельных видов, методологию их определения многообразие животного мира Железногорского района, «определительные» особенности различных систематических групп, методики определения отдельных видов, редкие и исчезающие виды животных; основные понятия экологии, направления развития и необходимость охраны окружающего мира, экология в 21 веке; методологию ботанических исследовании;  методологию зоологических исследований; методологию сохранения музейных экспонатов;
    • умения: определять различные виды растений и животных в природе и в коллекциях,   работать с определителем и литературой; правильно и грамотно оформлять зоологические и ботанические экскурсии; проводить биологические исследования анализировать, систематизировать данные, анализировать и делать выводы, оформлять отчёты; проводить самостоятельно выбранные экскурсии; понимать и чувствовать природу, знать экологические проблемы родного края.

Кто реализует программу:

Дегтярев Николай Иванович, педагог дополнительного образования     муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск.