Экологическое краеведение


«Экологическое краеведение»

 

Организатор: муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск

Место проведения: МКУДО «СЮН» г. Железногорск

Контакты: Самохин Сергей Сергеевич, руководитель программы.

E-mail: syn@obr46.ru

О программе:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экологическое краеведение» (далее – программа) естественнонаучной направленности, предназначена для обучающихся в основной школы. Содержание программы расширяет представления обучающихся о природе родного края, знакомит с животным и растительным миром, экологическими проблемами Железногорского района.

Актуальность программы обусловлена тем, что она ориентирована на последовательное расширение знаний по изучению краеведения и экологии территории Курской области и Железногорского района, жизни растений и животных их биологических особенностей, взаимосвязи организмов и окружающей среды, значение в природе и жизни человека. Программа является исследовательской, развивающей и познавательной.

Данная программа по многим критериям отвечает потребностям городского социума, способствуя формированию благоприятной почвы для последующего профессионального выбора и профессионального становления обучающихся.

Программа способствует формированию активной жизненной позиции у обучающихся, гармонично сочетая такие качества как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в условиях введения ФГОС её содержание позволяет расширить границы общего образования, интегрирует различные естественнонаучные области знаний, с учетом внедрения новых информационно-коммуникативных образовательных технологий, использования методов проектной, исследовательской  и научной деятельности.

В процессе этой деятельности прививается обучающимся способность критически осмысливать характер развития социума и его тенденции, развивается у каждого чувство ответственности за состояние отношений между личностью и обществом, между личностью и природой.

Программа составлена с учётом интересов обучающихся и краеведческим уклоном, с учетом возрастных, психологических, образовательных, возможностей детей, режимом и временными параметрами осуществления деятельности, особенностями индивидуальных результатов обучения и воспитания. Программа ориентирована на самообразование, на личностное и профессиональное самоопределение обучающихся.

Структура программы:

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно-методический план.
  3. Содержание программы.
  4. Методическое обеспечение.
  5. Список литературы.

Результаты программы:

К концу I года занятий обучающиеся должны владеть следующими компетенциями:

  • личностными, предполагающими развитие творческих способностей и талантов, коммуникабельности, психо-эмоциональной устойчивости, сознательности, доброжелательности, осознания своих слабых и сильных черт характера.
  • межпредметными, предполагающими понимания взаимосвязи между такими учебными дисциплинами как краеведение, экология, биология, почвоведение, геология, палеонтология, минералогия и ряд других; извлечения необходимой и актуальной информации из различных источников; получение каждым обучающимся универсальных умений и навыков исследовательской и проектной деятельности; формирования навыков поиска необходимой информации по заданной теме; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи и хранения информации; подготовки проектов, презентаций.
  • предметными,  предполагающими овладением знаний по краткой истории освоения территории; традициях, фольклоре; о крупных гидрологических объектах; об основных чертах рельефа; об особенностях геологического строения; палеонтологии, минералогии; климате и погоде; многообразии растительного и животного мира; об экологии и основных экологических проблемах Курской области и Железногорского района.

К концу I года занятий обучающиеся должны владеть следующими умениями:

  • определения с помощью карты географического положения Курской области и Железногорского района;
  • составления схематически плана местности и нанесения на него природных объектов, топографических знаков;
  • построения рассказа по истории освоения территории Курской области и Железногорского района;
  • построения рассказа об объектах живой и неживой природы, о природных явления и событиях Курской области и Железногорского района;
  • описания объектов живой и неживой природы, природных явлений и событий Курской области и Железногорского района;
  • проведения наблюдений за объектами живой и неживой природы, природными явлениями и событиями Курской области и Железногорского района;
  • анализа  и систематики данных, полученных в ходе наблюдений за природными объектами и явлениями;
  • описания основных экологических проблем Курской области и Железногорского района, их причин и последствий;
  • определения наиболее распространённых растений, насекомых и минералов;
  • сбора и изготовления простейших ботанических, энтомологических и минералогических коллекций.

Кто реализует программу:

Самохин Сергей Сергеевич, педагог дополнительного образования     муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск.