Экскурсовод-эколог (адаптированная)


«Экскурсовод-эколог» (адаптированная)

Организатор: муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск

Место проведения: МКУДО «СЮН» г. Железногорск

Контакты: Тюрина Лидия Николаевна, руководитель программы.

E-mail: syn@obr46.ru

О программе:

Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья  и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики.

Исходя из этого, возникает проблема необходимости разработки адаптированной дополнительной общеобразовательной программы, позволяющей не только дополнить содержание образования по предметам естественнонаучного цикла но и способствующей социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и в разрешении проблем, затрагивающих  интересы ребенка.

Дополнительная общеобразовательная программа «Экскурсовод-эколог» естественнонаучной направленности, предназначенная для детей с ограниченными возможностями здоровья, составлена на основе дополнительной общеобразовательной программы «Экскурсовод-эколог» и адаптирована для обучения ребенка с заболеванием   сахарным диабетом. Поэтому сложность и объем учебного материала  уменьшен и облегчен. Ребенок от достаточно простых задач постепенно переходит к более сложным, систематически повторяя и закрепляя учебный материал, приобретенные навыки и умения.

Содержание программы расширяет представления обучающегося о природе родного края, знакомит с животным и растительным миром, экологическими проблемами Железногорского района, с основами музейного дела, формирует навыки проведения экскурсий в Музее Природы и работы с разными категориями музейных посетителей.

Актуальность  образовательной  программы 

В условиях Железногорского техногенного проблемного ареала, актуально  формирование экологически грамотного, устойчивого, успешного поколения, способного изменить качество жизни в городе Железногорск и Железногорском районе.

Данная общеобразовательная программа отвечает потребностям городского социума. Она является благоприятной почвой для обоснованного профессионального выбора и профессионального становления ребенка. Работа с краеведческим материалом фондов Музея Природы в рамках музейных практикумов и музейных экскурсий активизирует деятельность обучающегося, помогает освоению общих понятий и представлений, формирует навыки научного поиска, подготавливает к практической деятельности.

Экскурсионная деятельность  формирует у обучающихся навыки визуального мышления и межличностного общения.  

Дополнительная общеобразовательная программа «Экскурсовод-эколог» решает проблемы занятости ребенка в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а так же помогает реализовать познавательный интерес на практике.

Педагогическая целесообразность программы «Экскурсовод-эколог» заключается в том, что в рамках образовательной деятельности по программе,  создается атмосфера эмоционального комфорта, осуществляется формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятие особенностей каждого, формирование у ребенка позитивной, социально направленной учебной мотивации

В процессе музейной деятельности прививается способность критически осмысливать характер развития социума и его тенденции, развивается у каждого чувство ответственности за состояние отношений между личностью и обществом, между личностью и природой.

Этот подход обеспечивает развитие способностей  к научному творчеству, позволяет  постепенно овладевать его приемами и методами, не теряя веры в собственные силы и мотивируя стремление к непрерывному самообразованию. Это позволяет ребенку с ограниченными возможностями здоровья быстрее адаптироваться в группе сверстников, детско-взрослом сообществе.

Дополнительная общеобразовательная программа «Экскурсовод-эколог» составлена с учетом возрастных, психологических, образовательных, возможностей ребенка, режимом и временными параметрами осуществления деятельности, особенностями индивидуальных результатов обучения и воспитания.

 Структура программы:

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно-методический план.
  3. Содержание программы.
  4. Методическое обеспечение.
  5. Список литературы.

Результаты программы:

Реализация дополнительной общеобразовательной программы «Экскурсовод-эколог» предполагает овладение следующими  образовательными компетенциями:

личностные компетенции — адаптация ребенка к условиям детско-взрослой общности;

  • удовлетворенность ребенком своей, деятельностью в объединении дополнительного образования, повышение творческой активности ребенка, проявление инициативы и любознательности;
  • формирование ценностных ориентаций;
  • формирование мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и педагогами;
  • навыки в изложении своих мыслей, взглядов;
  • навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях, толерантное отношение;
  • развитие жизненных, социальных компетенций, таких как:
    • автономность (способность делать выбор и контролировать личную и общественную жизнь);
    • ответственность (способность принимать ответственность за свои действия и их последействия);
    • мировоззрение (следование социально значимым ценностям);
    • социальный интерес (способность интересоваться другими и принимать участие в их жизни; готовность к сотрудничеству и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных обстоятельствах; склонность человека давать другим больше, чем требовать);
    • патриотизм и гражданская позиция (проявление гражданско- патриотических чувств);
    • культура целеполагания (умение ставить цели и их достигать, не ущемляя прав и свобод окружающих людей);
    • умение «презентовать» себя и свои проекты.

метапредметные компетенции:

  • обретение универсальных умений и навыков исследовательской и проектной деятельности, извлечения необходимой информации из различных источников – текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда;
  • осуществления поиска нужной информации по заданной теме в источниках разного типа;
  • использования мультимедийных ресурсов и компьютерной технологии для обработки, передачи информации, подготовки презентаций;

предметные компетенции первого года обучения:

  • знания об особенностях растительного мира Курской области, морфологии  и систематике отдельных видов, методологии их определения;многообразии животного мира Курской области, биологических особенностях различных систематических групп, методиках определения отдельных видов, редких и исчезающих видах животных; основных понятиях основ экскурсоведения;
  • навыки: построения экскурсионного рассказа, приёмы описания экскурсионного объекта, составления экскурсионного маршрута, непосредственного ведения экскурсии (показ и рассказ);
  • приёмы, направленные на создание условий для эффективного проведения экскурсии.

предметные компетенции второго года обучения:

  • знания о методологии сбора и изготовления ботанических коллекций, методологии сбора и изготовления зоологических коллекций, методологии сохранения музейных экспонатов, об основных принципах формирования фондов и коллекций Музея Природы;
  • навыки: определения различных видов растений и животных в природе и в коллекциях, работы с определителями и литературой; оформления зоологических и ботанических коллекций, исследовательской деятельности

Кто реализует программу:

Тюрина Лидия Николаевна, педагог дополнительного образования муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск.