Экскурсовод-эколог


«Экскурсовод-эколог»

Организатор: муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск

Место проведения: МКУДО «СЮН» г. Железногорск

Контакты: Хоботкина Юлия Павловна, Дегтярев Николай Иванович, руководитель программы.

E-mail: syn@obr46.ru

О программе:

Поиск устойчивого развития современного общества, осознание экологической ответственности выдвигает на первый план важную педагогическую задачу – экологического образования подрастающего поколения. Экология становится одной из фундаментальных основ формирования личности, способности глобального видения и понимания единства человека с природой.

В современном обществе существуют противоречия между:

  • увеличением экологических рисков и отсутствием умений и навыков у населения взаимодействия с природной средой в этих условиях;
  • требованием государства к содержанию экологического образования детей и отсутствием этого раздела в образовательном пространстве школы;
  • необходимостью создания условий для формирования личностных качеств детей средствами экологического образования и отсутствием условий для практической реализации этих требований в современном образовании обучающихся.

Исходя из этих противоречий, возникает проблема необходимости разработки общеобразовательной программы, позволяющей дополнить содержание образования по предметам естественнонаучного цикла и создать условия для формирования личностных качеств детей и успешной их социализации в условиях экологических рисков.

Образовательная  программа «Экскурсовод-эколог»» отвечает на сложившийся в нашем обществе социальный запрос на формирование у подрастающего поколения экологического сознания, направленного на гармонизацию отношений общества и природы.

Программа «Экскурсовод-эколог» естественнонаучной направленности, предназначена для обучающихся в основной школе. Содержание программы расширяет представления обучающихся о природе родного края, знакомит с животным и растительным миром, экологическими проблемами Железногорского района, с основами музейного дела, формирует навыки проведения экскурсий в Музее Природы и работы с разными категориями музейных посетителей

Актуальность  образовательной  программы 

В условиях Железногорского техногенного проблемного ареала, актуально  формирование экологически грамотного, устойчивого, успешного поколения, способного изменить качество жизни в городе Железногорск и Железногорском районе.

Данная общеобразовательная программа отвечает потребностям городского социума. Она является благоприятной почвой для обоснованного профессионального выбора и профессионального становления обучающихся. Работа с краеведческим материалом фондов Музея Природы в рамках музейных практикумов и музейных экскурсий активизирует деятельность обучающихся, помогает освоению общих понятий и представлений, формирует навыки научного поиска, подготавливает к практической деятельности.

Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие.

Практические экологические исследования дают, обучающимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах, олимпиадах. Экскурсионная деятельность  формирует у обучающихся навыки визуального мышления и межличностного общения.  

Дополнительная общеобразовательная программа «Экскурсовод-эколог»  решает проблемы занятости подростков в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а так же помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике.

Новизна данной программы в  интегрированном подходе, основанном на эффективном использовании ресурсного потенциала Музея Природы для создания особого образовательного пространства, в котором стали возможны новые формы  организации познавательной и коммуникативной деятельности обучающихся, а так же различные формы исследовательской, экскурсионной, экспозиционной, культурно-образовательной  деятельности для формирования целостного мировоззрения ребенка с личностными качествами, позволяющими ему не только жить в гармонии с природой и социальной средой, но и активно участвовать в сохранении окружающего мира.

Педагогическая целесообразность программы «Экскурсовод-эколог» заключается в том, что в условиях введения ФГОС её содержание позволяет расширить границы общего образования, интегрирует различные естественнонаучные области знаний, с учетом внедрения новых информационно-коммуникативных образовательных технологий, использования методов проектной, исследовательской  и научной деятельности.

В рамках исследовательской работы подразумевается изучение как первоисточников знаний и носителей ценной информации экспонатов Музея Природы. Научные исследования проводятся на собственном материале. Наряду с учетной работой решаются задачи всестороннего исследования информационной ценности, выявления и научной фиксации источников значимости каждого музейного предмета. Обучающиеся используют экспонаты Музея Природы в написании исследовательских проектов, подготовке к конференциям, областным слетам и олимпиадам.

В процессе музейной деятельности прививается обучающимся способность критически осмысливать характер развития социума и его тенденции, развивается у каждого чувство ответственности за состояние отношений между личностью и обществом, между личностью и природой.

Этот подход обеспечивает развитие способностей воспитанников к научному творчеству, позволяет им постепенно овладевать его приемами и методами, не теряя веры в собственные силы и мотивируя стремление к непрерывному самообразованию.

Структура программы:

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно-методический план.
  3. Содержание программы.
  4. Методическое обеспечение.
  5. Список литературы.

Результаты программы:

Результативность реализации дополнительной общеобразовательной программы «Эколог- экскурсовод» заключается в цели исследования роста мотивации к изучению предмета проводилось анкетирование обучающихся объединения (модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой). Результаты анкетирования свидетельствуют о положительной динамике роста мотивации к изучению предмета. Обучающиеся более осознано подходят к изучению предмета, отмечая практическую и профессиональную направленность своего интереса. Постоянное участие обучающихся объединения «Экскурсовод-эколог» в конкурсных мероприятиях, походах, экспедициях различного уровня, в работе Музея Природы и высокая их результативность, способствуют совершенствованию профессионального мастерства естественнонаучной направленности, как обучающихся, так и педагога, а также 100% сохранности контингента.

Кто реализует программу:

Дегтярев Николай Иванович, педагог дополнительного образования муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск.