Эколог-лесовод (адаптированная)


«Эколог-лесовод» (адаптированная)

 

Организатор: муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск

Место проведения: МКУДО «СЮН» г. Железногорск

Контакты: Бирюкова Светлана Евгеньевна, руководитель программы.

E-mail: syn@obr46.ru

О программе:

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколог-лесовод» естественнонаучной направленности, предназначенная для детей с ограниченными возможностями здоровья, составлена на основе дополнительной общеобразовательной программы «Эколог-лесовод» и адаптирована для обучения ребенка-инвалида с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Эколог-лесовод» направлена на расширение образовательных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и  решает задачи реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки, их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций.

Программа написана с учетом нормативно-правовых актов, регламентирующих содержание образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание программы «Эколог-лесовод» знакомит обучающихся  с многосторонним значением лесов, экологическими проблемами лесопользования, а также проблемами взаимодействия человека и леса, что способствует развитию экологического образования школьников, воспитывает у них бережного отношение к природе.

Актуальность образовательной программы обусловлена отсутствием адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей — инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ориентирующих на последовательное расширение знаний умений и навыков по изучению жизни растений и животных их биологических особенностей, взаимосвязи организмов и окружающей среды, значение леса  в  жизни человека. Дети могут применять полученные знания при подготовке к олимпиадам по биологии и экологии,  к экзаменам по биологии в форме ОГЭ и ЕГЭ.

Отличительные особенности адаптированной дополнительной общеобразовательной программы «Эколог-лесовод» заключаются в том, что при реализации программы используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные, электронное взаимодействие.

Важным компонентом программы является создание условий для адаптации ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата  в группе сверстников, детско-взрослом сообществе, организация занятий с использованием интерактивных форм деятельности  направленной на раскрытие творческого потенциала ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их достижений, продуктов их деятельности.

Новизна данной программы в том, что она способствует  повышению результативности и эффективности экологического обучения, развивает знания о взаимодействии человека и природы, способствует развитию эмоциональной и волевой сферы обучающихся, воспитывает экологическую ответственность у молодого поколения, обеспечивает адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

  Структура программы:

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно-методический план.
  3. Содержание программы.
  4. Методическое обеспечение.
  5. Список литературы.

Результаты программы:

Освоение данной программы должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:

  1. овладение системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  2. осознание ценности экологических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;
  3. сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в окружающей среде — среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты освоения программы заключаются в формировании и  развитии:

  • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;
  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
  • умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

Предметными результатами освоения программы являются:  

  • формирование представлений о лесоведение и лесоводстве, о роли леса в природе и жизни человека, о свойствах лесных сообществ, о географических, экологических, биологических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических, биологических и экологических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.      

Кто реализует программу:

Бирюкова Светлана Евгеньевна, педагог дополнительного образования     муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск.