Эколог-лесовод


«Эколог-лесовод»

 

Организатор: муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск

Место проведения: МКУДО «СЮН» г. Железногорск

Контакты: Бирюкова Светлана Евгеньевна, руководитель программы.

E-mail: syn@obr46.ru

О программе:

Содержание программы «Эколог-лесовод» знакомит обучающихся  с многосторонним значением лесов, экологическими проблемами лесопользования, а также проблемами взаимодействия человека и леса, что способствует развитию экологического образования школьников, воспитывает у них бережного отношение к природе.

Издавна люди использовали лес для строительства и обогрева жилища, лес давал пищу и лекарства, являлся верным и надежным помощником земледельца: преграждал путь разрушительным паводкам, препятствовал пыльным бурям, эрозии почв, создавал благоприятный микроклимат, сохранял полноводность рек.

Говоря словами доктора Астрова из пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня», «лес учит человека понимать прекрасное и внушает ему величавое настроение».

Изучение природы и общение с ней положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие качества. Стимулирует интерес к познанию окружающего мира.

Программа «эколог-лесовод» позволяет не просто экологизировать школьный курс, наблюдать природные объекты и явления, но и просматривать взаимосвязь человека с природой, оценивать способы природопользования и состояние экосистем.

Актуальность данной программы объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно — экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у старшеклассников. Дети могут применять полученные знания при подготовке к олимпиадам по биологии и экологии,  к экзаменам по биологии в форме ЕГЭ.

Новизна данной программы в том, что она способствует  повышению результативности и эффективности экологического обучения, развивает знания о взаимодействии человека и природы, способствует развитию эмоциональной и волевой сферы обучающихся, воспитывает экологическую ответственность у молодого поколения.

Программа предоставляет широкие возможности для развития универсальных интеллектуальных умений, мыслительных навыков: умений классифицировать, сравнивать изучаемые объекты, проводить разноаспектный анализ информации, выявлять противоречия и закономерности, систематизировать информацию, получаемую из разных источников, выдвигать гипотезы, подтверждать их с помощью эксперимента. Развивает знания о взаимодействии человека и природы, способствует развитию эмоциональной и волевой сферы обучающихся, воспитывает экологическую ответственность у молодого поколения.

Структура программы:

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно-методический план.
  3. Содержание программы.
  4. Методическое обеспечение.
  5. Список литературы.

Результаты программы:

Освоение данной программы должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:

  • овладение системой экологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • осознание ценности экологических знаний как важнейшего компонента научной картины мира;
  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в окружающей среде- среде обитания всего живого, в том числе и человека.

метапредметные результаты освоения программы заключаются в формировании и  развитии:

  • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;
  • способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
  • умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

Предметными результатами освоения программы являются:  

  • формирование представлений о лесоведение и лесоводстве, о роли леса в природе и жизни человека, о свойствах лесных сообществ, о географических, экологических, биологических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических, биологических и экологических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.    

Кто реализует программу:

Бирюкова Светлана Евгеньевна, педагог дополнительного образования     муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск.