Хор «Соловушка»


Хоровой кружок  «Соловушка»

Организатор: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» города Железногорска Курской области

Место проведения: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» города Железногорска Курской области

Контакты:

Головина Александра Ильинична  руководитель программы.

Телефон: 8 960 678 96 54

О программе: Важнейшей частью музыкально-эстетического воспитания в школе является формирование и развитие у ребенка понимания произведения искусства, постижение языка музыки. В концепции музыкального воспитания хоровое пение рассматривается  как самый доступный и активный вид творческой деятельности в школе, наряду с уроками музыки; создана система музыкально-эстетического воспитания детей на основе собственно хорового пения, в процессе которого освещаются вопросы истории и теории музыки, эстетики и культуры.

        В основе реализации концепции лежат следующие принципы:

  1. Обучение всех детей без отбора в условиях общеобразовательной школы;
  2. Методика вокальной работы с детьми строится на понимании физиологических механизмов звукообразования в различных голосовых регистрах и позволяет педагогу произвольно управлять творческим процессом;
  3. Основу учебного репертуара составляют высокохудожественные произведения композиторов-классиков, которые позволяют решать следующие ключевые учебные задачи:
  • развитие музыкальности образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, музыкальной памяти;
  • умственное и эмоциональное развитие ребенка.
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса учащихся, устойчивого интереса к музыке.

Программа хорового пения  основана на разнообразном музыкальном материале, в том числе и на произведениях композиторов-классиков. Все произведения выверены временем, олицетворяют собой единство формы и содержания, гармоническую ясность и завершенность, тонкость и глубину воплощения чувств, эмоций, мыслей. Классическая музыка благотворно руководит психическим развитием детей.

Идея сотрудничества и диалога композитора, сочинившего музыкальное произведение, учителя-дирижера и ученика-певца пронизывает каждый урок. Классическая музыка, как и литература, изобразительное искусство дает возможность прожить несколько жизней вместо одной. Задача учителя музыки — открыть для ребенка культурные пути всего человечества, освоить опыт, накопленный творцами духовных богатств. Классическая музыка раскрывает и обогащает духовный мир каждого ребенка, яркая одаренность которого несомненна. Высокое искусство имеет магическую, ни с чем не сравнимую силу воздействия на духовный мир человека, оставляет основу нравственного развития личности.

Все эти качества классической музыки создают возможность влиять на чувственную сферу ребенка, на его суждения, взгляды, развитие вкуса, вызывают большой интерес у детей и к исполняемой музыке, и к самому процессу пения, то есть рождается устойчивое положительно-эмоциональное отношение к учебе.

Управление процессом развития детского голоса, максимально учитывая его естественную природу, а также использование принципа звукоподражания, открывает у каждого ребенка способность к чистому интонированию.

Программа хорового пения  имеет глубокие интеграционные связи со всеми гуманитарными дисциплинами: литературой, русским и иностранными языками, риторикой, историей, мировой художественной культурой. Особенно ценно, что эти связи постоянны, устойчивы и регулярны.

Цели программы: Содействовать развитию художественного вкуса, творческих способностей, познавательного   интереса   учащихся   к  музыке,  расширению  их  музыкального кругозора, воспитанию личностных качеств, учитывая индивидуальные возможности детей, заложенный в  них  творческий потенциал;  научить  петь  каждого  ребенка, независимо от его природных данных.;   через активную  музыкально-творческую деятельность   сформировать у  учащихся устойчивый   интерес   к   пению  и  исполнительские  вокальные  навыки,    приобщить их   к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

Задачи программы:

Образовательные:

  • освоение знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка;
  • освоение знаний о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов;
  • освоение знаний о воздействии музыки на человека;
  • освоение знаний о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
  • ориентировать в выборе музыкального инструмента, участии в деятельности музыкальных объединений школы.

Развивающие:

  • развивать музыкальные способности обучающихся, их исполнительские навыки;
  • развивать творческую активность и творческие способности учащихся;
  • развивать у детей стремление к творческой деятельности.

Воспитательные:

  • формировать у детей интерес и любовь к серьезному музыкальному искусству; понимание народного, классического и современного музыкального творчества;
  • способствовать расширению музыкального кругозора;
  • формировать навыки общения и культуры поведения.

Структура программы:

В программе три раздела:

  1. сочинения русских композиторов;
  2. образцы русского музыкального фольклора и песни разных народов.
  3. песни советских и современных композиторов.

    В основу программы положены технологии, ориентированные на формирование    общекультурных компетенций обучающихся:

  • технология развивающего обучения;
  • технология индивидуализации обучения;
  • личностно-ориентированная технология;

Система обучения предусматривает занятия с детьми со 2 по 4 класс.   Продолжительность каждого занятия 40 минут.

Реализуется программа на протяжении учебного года 1раз в неделю по 2 часа.

Результаты программы:

В процессе обучения в хоровом кружке у ее участников

должна сформироваться  система специальных знаний, умений  и навыков:    

  • звукообразования в различных регистрах,
  • артикуляции,
  • дыхания,
  • слухового внимания и самоконтроля,
  • выразительности пения.

Формирование хоровых навыков – единый педагогический процесс. Они формируются относительно одновременно, обуславливая друг друга. Существенным признаком их формирования являются качественные изменения основных свойств голоса ученика. Развитие основных свойств звучания голоса должно происходить в следующих направлениях: звуковысотный диапазон, динамический диапазон, тембр, дикция, подвижность голоса.

В результате воспитательной деятельности обучаемые  должны получить:

  • опыт творческой деятельности;
  • радость общения с музыкальным искусством и единомышленниками;
  • навыки коллективного творчества;
  • возможность для воплощения собственных творческих интересов и идей.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

На уровне педагога:

  • участие в разного рода конкурсах,
  • развитие новых форм учебно-воспитательной работы,
  • проведение открытых мероприятий,
  • участие в городских семинарах, в курсах повышении квалификации.

На уровне учащегося:

  • формирование и поддержание интереса к данному курсу,
  • участие всех детей в проводимых мероприятиях, конкурсах,
  • творческое выполнение учебных заданий, заинтересованность в личном росте,
  • качество выполнения учебных заданий,
  • объем музыкальной эрудиции

Конечным результатом обучения хоровому пению является:

  • участие в школьных мероприятиях, конкурсах, отчётном концерте;
  • формирование тембра, чистой интонации, звуковысотного и динамического диапазона, отчетливой дикции;

Формами проверки работы педагога по реализации данной программы являются:

  • школьные мероприятия ( участие в праздничных концертах), конкурсы;
  • сольные выступления,
  • годовой отчетный концерт.

Кто реализует программу: Головина Александра Ильинична учитель музыки Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Железногорска, учитель первой категории.