Декоративная обработка древесины


Декоративная обработка древесины

 

Организатор: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13», 307170, Курская обл., г. Железногорск, ул. Энтузиастов, д.6

Место проведения: МОУ«Средняя общеобразовательная школа №13», г. Железногорск

Контакты:

Никольников Андрей Викторович, руководитель программы

E-mail: nikolnikov1984@mail.ru

Телефон: 89513123494

О программе:

Образовательная дополнительная программа «Декоративная обработка древесины» — художественно — эстетического направления носит индивидуальный и групповой характер обучения.

По виду – прикладная;

По типу – модифицированная;

По уровню освоения – углубленный уровень.

В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию, которые до сих пор не используются в системе школьного и дополнительного образования.

Актуальность — данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.

Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы технологии плетения из лозы, мозаики, резьбы по дереву, начиная  с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.

Структура программы:

Организационно-контрольный раздел.

I Тема: Вводное занятие. Правила ТБ.

Теоретические знания: Беседа: Технико-технологические сведения:

  • правила поведения в мастерских;
  • техника безопасности при работе с режущим инструментом;
  • основные направления работы;
  • задачи на год.

II Тема: Итоговое занятие за 1 полугодие. Проверка ЗУНов за 1 полугодие.Тестирование.

III Тема: Итоговое занятие за 2 полугодие. Проверка ЗУНов за 2 полугодие.Тестирование.

Материалы и инструменты.

I Тема: Основы материаловедения. Ручная обработка дерева.

Теоретические знания: Технико-технологические сведения:

  • декоративные свойства дерева;
  • клеи, склеивание, облицовывание художественных изделий;
  • отделочные материалы и отделка;
  • способы предупреждения и устранения дефектов.

Практическая работа: «Знакомство с породами и свойствами древесины, отделочными материалами и нструментами».

II Тема: Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.

Теоретические знания: Технико-технологические сведения:

  • виды ручного инструмента;
  • требования к нему;
  • технология изготовления;
  • подготовка к работе.

Практическая работа:

  • Изготовление ножа-косяка;
  • одностороннего прокола;
  • двухстороннего прокола;
  • подготовка к работе.

Геометрическая резьба и отделка изделий.

I Тема: Столярные соединения. Технология изготовления изделий. Виды художественной резьбы.

Теоретические знания: Технико-технологические сведения:

  • виды столярных соединений;
  • технологическая карта;
  • способы раскроя материала по заданным размерам;
  • сборка изделия;
  • подготовка поверхности изделия для резьбы;
  • виды резьбы по дереву;
  • их характерные особенности и разновидности;
  • правила безопасности труда при работе режущими инструментами.

Практическая работа: Знакомство с видами столярных соединений.

Технологическая последовательность выполнения резьбы.

Требования к качеству выполнения резьбы.

II Тема: Геометрическая резьба. Освоение приемов выполнения геометрической резьбы.

Теоретические знания: Технико-технологические сведения:

  • история возникновения и развития;
  • особенности;
  • элементы геометрической резьбы;
  • сочетание различных элементов;
  • способы вычерчивания орнамента;
  • материалы, инструменты;
  • способы выполнения резьбы;
  • безопасность труда при резьбе.

Практическая работа: Знакомство с элементами, орнаментами резьбы. Способы вычерчинания орнамента по поверхности изделия. Выполнение резьбы. Безопасность труда.

III Тема:Отделка изделия.

Теоретические знания: Технико-технологические сведения:

  • отделочные материалы;
  • нетрадиционные материалы;
  • устранение дефектов;
  • прозрачная отделка.

Практическая работа: Отделка изделий.

IV Тема: Нанесение элементов рисунка не заготовку. Составление более сложных элементов резьбы. Способы резания.

Теоретические знания: Технико-технологические сведения:

  • нанесение элементов резьбы;
  • составление сложных элементов;
  • способы вычерчивания;
  • материалы, инструменты;
  • способы выполнения резьбы;
  • безопасность труда при резьбе.

Практическая работа: Составление и нанесение элементов: лесенка, витейка, бусинки, змейка, сияние, сколышки. Способы резания. Выполнение резьбы. Безопасность труда.

V Тема: Составление орнамента и нанесение его на заготовку. Резание орнамента. Теоретические знания: Технико-технологические сведения:

Сочетание треугольников:

  • с прямыми и кривыми сторонами;
  • со сторонами разной длины;
  • с миндалевидными углублениями;
  • морщинистая резьба;
  • безопасность труда при резьбе.

Практическая работа: Составление и нанесение элементов. Выполнение резьбы.

VI Тема: Основы композиции. Резание.

Теоретические знания: Технико-технологические сведения:

  • составление резной композиции;
  • способы вычерчивания;
  • нанесение ее на заготовку;
  • способы выполнения резьбы;
  • безопасность труда при резьбе.

Практическая работа: Составление и нанесение композиции.Способы резания. Выполнение резьбы.

Изготовление художественных изделий.

I Тема: Изготовление изделия столярным способом.

Теоретические знания: Технико-технологические сведения:

  • составление резной композиции;
  • перенос ее на заготовку;
  • способы выполнения резьбы;
  • безопасность труда при резьбе.

Практическая работа: Составление и нанесение композиции. Выполнение резьбы.

II Тема: Изготовление доски разделочной.

Теоретические знания: Технико-технологические сведения:

  • подбор материала;
  • составление резной композиции;
  • перенос ее на заготовку;
  • способы выполнения резьбы;
  • отделка изделия;
  • безопасность труда при резьбе.

Практическая работа: Изготовление разделочной доски.

III Тема: Изготовление набора из двух разделочных досок.

Теоретические знания: Технико-технологические сведения:

  • подбор материала;
  • составление резной композиции;
  • перенос ее на заготовку;
  • выполнение резьбы;
  • отделка изделия;
  • безопасность труда при резьбе.

Практическая работа: Изготовление разделочных досок.

Подведение итогов.

I Тема: Итоговое занятие.

Методическое обеспечение образовательной программы.

Образовательная программа способствует полному усвоению учебного материала на всех этапах обучения. С целью упорядочения образовательного материала и доступностью его усвоения в программе ведется работа над проектами. Программа включает: содержание тематического и практического обучения и учебно-наглядных средств, тематические планы по разделам; перечень УУД, формируемых у обучающихся.

При выполнении учебной программы используются традиционные методы  обучения:

Словесные:

  • устное  изложение (рассказ,  лекция);
  • беседа;
  • самостоятельная  работа  с литературой;
  • письменное  инструктирование;
  • аудио-видео  средства.

Наглядные:

  • демонстрация  пособий;
  • показ  трудовых  приемов;
  • самостоятельные  наблюдения.  

Практические:

  • упражнения  по  выполнению  приемов,  операций;      
  • самостоятельная  работа;
  • лабораторно- практические  работы.

Наряду с ними применяется  метод  проектов.  Под  проектом  понимается  творческая, завершенная  работа,  соответствующая  возрастным  возможностям   учащегося. Важно, что  при  выполнении  проектов   учащиеся   участвовали   в  выявлении потребностей  семьи,  школы,  общества   в  той  или  иной  продукции, оценке имеющихся  технических  возможностей,  целесообразности,  в  выдвижении идей разработки  конструкции  и  технологии  изготовления.

Работа  над  проектом  начинается  с  начала  учебного  года.  Проект  формируется  и уточняется  на  протяжении  всего  учебного  года   и  включает  в  себя    элементы деятельности  по  конструированию,  планированию,  наладке  оборудования, изготовлению  изделий.  В  задачу  проекта  также  входит  экономическая  и экологическая   оценка  выполняемых  работ.  Объекты  проектирования   и изготовления  — должны  быть  посильны  учащимся,  не  следует  стремиться   к сложным   изделиям.  Необходимо  подобрать  объекты  труда   с  учетом материально-технической  базы,  спроса,  санитарно- гигиенических   требований.

Условия реализации образовательной программы.

Материально-технические:

для занятий необходимо: 17 стульев, 17 ножей-косяков, ножовки по дереву 10 шт., пила выкружная 2 шт., лобзики 5 шт., киянки 17 шт., стамески разные, электродрель 1 шт., напильники разные 20 шт., сверла по дереву, рубанки 10 шт.; линейки разные 15 шт. измерительные инструменты, точило 1 шт., электролобзик 1 шт.

Материал: доски ,деловая древесина, древесные материалы ,клей.

Программно-методическое и организационно-педагогическое обеспечение.

  1. Учебно-тематический план обучения.
  2. Разработки тем занятий.
  3. Разработки учебно-воспитательных мероприятий.
  4. Дидактический материал: демонстрационный материал к занятиям, плакаты, макеты ,наглядные пособия ,таблицы ,схемы ,фотографии ,дидактические карточки, памятки, научная и специальная литература.   

Результаты программы:

Учащиеся должны знать:                       

  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
  • основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
  • физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
  • способы разметки по шаблону и чертежу;
  • принцип подбора столярного инструмента — по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
  • иметь понятие о конструировании и моделировании;
  • способы отделки древесины — грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
  • разные виды резьбы и их особенности;
  • способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
  • правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Уметь:

  • рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила техники безопасности;
  • уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
  • применять столярный инструмент по назначению, производить его наладку;
  • выполнять простейшие столярные операции;
  • производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
  • выполнять простейшие расчёты стоимости изделия;
  • самостоятельно разрабатывать композиции для резьбы, выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;
  • затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
  • бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
  • экономно расходовать материалы и электроэнергию.

Обладать следующими компетенциями:

  1. ценностно-смысловые;
  2. общекультурные;
  3. учебно-познавательные;
  4. информационные;
  5. коммуникативные;
  6. социально-трудовые;
  7. личностного самосовершенствования.