Шахматный клуб «Цугцванг»


Шахматный клуб «Цугцванг»

Организатор: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей№5» г. Железногорска Курской области

Место проведения: Шахматный клуб МОУ «Лицей№5»

Контакты:

Гудов Иван Васильевич, руководитель программы.

Телефон: 3-85-74, 89051580260

О программе:

Программа предназначена для школьников 7-16лет, ориентированных на освоение шахматных теорий и практик, нацеленных на освоение игры в шахматы.

Данная программа, раскрывая содержание и проблемность шахматной игры, ставит на первое место человеческий фактор(дети),а на второе шахматы. Это проявляется в том, что обучение по этой программе может быть реализовано в три года, а в зависимости от возможностей и способностей детей – в два, и даже  в один год. Это обусловлено тем, что преподавание ведется на трех уровнях в разное время (по расписанию),но по одному разделу(содержание программы) и одной теме(тематическое планирование).

Цель программы — обучение игре в шахматы и совершенствование навыка ведения шахматного боя, воспитание социокультурных качеств личности.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;
  • помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
  • научить воспитанников играть шахматную партию с записью;
  • обучить решать комбинации на разные темы;
  • обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;
  • научить детей видеть в позиции разные варианты.

Развивающие:

  • развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;
  • развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;
  • развивать способность анализировать и делать выводы;
  • способствовать развитию творческой активности;
  • развивать волевые качества личности.

Воспитательные:

  • воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;
  • сформировать правильное поведение во время игры;
  • воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;
  • воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.

Данная программа рассчитана на четыре года обучения, состоящего из двух этапов.

Вид программы – модифицированная.

1 модуль «Дебют»( нулевой) — это шахматный всеобуч детей, которые впервые знакомятся с шахматами (2 часа в неделю: объяснение и игр; 70 часов в год)

2 модуль «Мастера» ( общий)- обучение детей, которые знакомы с шахматами, имеют интерес и возможности для более широкого изучения(3 часа в неделю: 1,5 часа – теория,1,5 часа – практика: игры, классификационные турниры, соревнования, сеансы одновременной игры; 105 часов в год)

3 модуль «Гроссмейстеры» ( разрядный)- обучение разрядников.(3 часа в неделю: 1,5 часа-теория, 1,5 часа-практика; 105 часов в год)

Структура программы: 

Элементы программы дополнительного образования детейСодержание элементов программы дополнительного образования детей
1.     Пояснительная записка— направленность дополнительной образовательной программы;

— новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

— цель и задачи дополнительной образовательной программы;

— отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы;

— программы от уже существующих образовательных программ;

— возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

— сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

— формы и режим занятий;

— ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

— формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.)

2.     Содержание изучаемого курса— краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий) — перечень разделов, тем;
3.     Учебно-тематический план — количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий
4.     Методическое обеспечение дополнительной программы— обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

— рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

— дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

5.     Список литературы— указывается основная и дополнительная литература

 Результаты программы:

Учащиеся первого года обучения должны:
 — знать историю развития шахмат;
 — знать правила игры в шахматы;
 — уметь читать и записывать партии с помощью шахматной нотации;
 — уметь матовать короля с помощью двух ладей, ладьи и короля, ферзя и короля;
 — знать шахматную терминологию;
 — уметь проводить простейшие комбинации из 2-3 ходов;
 — знать и уметь применять правила «квадрата» и «оппозиции»;
 — знать основные законы дебюта.

Учащиеся второго года обучения должны:
 — знать о выдающихся шахматистах России, итальянских мастерах прошлого;
 — знать правила соревнований и судейства;
 — уметь составлять турнирные таблицы;
 — иметь представление о тактике и стратегии шахмат;
 — знать основные идеи открытых дебютов, уметь применять их при игре за белых и за черных;
 — уметь решать комбинации средней сложности;
 — уметь пользоваться шахматной литературой;
 — знать правила оформления задач и этюдов;
  знать и уметь применять на практике основные законы эндшпиля;
 — получить спортивный разряд по шахматам не ниже третьего.

Учащиеся третьего года обучения должны:
 — знать историю проведения матчей за первенство мира и крупнейших международных турниров;
 — быть в курсе последних событий в мире шахмат;
 — знать законы эндшпиля и применять их в практических играх;
 — владеть техникой расчета на уровне шахматиста 2 разряда;
 — знать основные тактические приемы миттельшпиля;
 — уметь решать комбинации средней сложности и выше;
 — расширить дебютный репертуар;
 — знать шахматный кодекс;
 — уметь пользоваться шахматной литературой;
 — пропагандировать шахматы, проводить турниры в своих классах, среди младших ребят.

Кто реализует программу:

Гудов Иван Васильевич, педагог дополнительного образования МОУ «Лицей№5»