Шахматный клуб «Цугцванг»
Организатор: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей№5» г. Железногорска Курской области
Место проведения: Шахматный клуб МОУ «Лицей№5»
Контакты:
Гудов Иван Васильевич, руководитель программы.
Телефон: 3-85-74, 89051580260
О программе:
Программа предназначена для школьников 7-16лет, ориентированных на освоение шахматных теорий и практик, нацеленных на освоение игры в шахматы.
Данная программа, раскрывая содержание и проблемность шахматной игры, ставит на первое место человеческий фактор(дети),а на второе шахматы. Это проявляется в том, что обучение по этой программе может быть реализовано в три года, а в зависимости от возможностей и способностей детей – в два, и даже в один год. Это обусловлено тем, что преподавание ведется на трех уровнях в разное время (по расписанию),но по одному разделу(содержание программы) и одной теме(тематическое планирование).
Цель программы — обучение игре в шахматы и совершенствование навыка ведения шахматного боя, воспитание социокультурных качеств личности.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;
- помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
- научить воспитанников играть шахматную партию с записью;
- обучить решать комбинации на разные темы;
- обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, через формирование умения решать комбинации на различные темы;
- научить детей видеть в позиции разные варианты.
Развивающие:
- развивать фантазию, логическое и аналитическое мышление, память, внимательность, усидчивость;
- развивать интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;
- развивать способность анализировать и делать выводы;
- способствовать развитию творческой активности;
- развивать волевые качества личности.
Воспитательные:
- воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;
- сформировать правильное поведение во время игры;
- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи;
- воспитывать целеустремлённость, трудолюбие.
Данная программа рассчитана на четыре года обучения, состоящего из двух этапов.
Вид программы – модифицированная.
1 модуль «Дебют»( нулевой) — это шахматный всеобуч детей, которые впервые знакомятся с шахматами (2 часа в неделю: объяснение и игр; 70 часов в год)
2 модуль «Мастера» ( общий)- обучение детей, которые знакомы с шахматами, имеют интерес и возможности для более широкого изучения(3 часа в неделю: 1,5 часа – теория,1,5 часа – практика: игры, классификационные турниры, соревнования, сеансы одновременной игры; 105 часов в год)
3 модуль «Гроссмейстеры» ( разрядный)- обучение разрядников.(3 часа в неделю: 1,5 часа-теория, 1,5 часа-практика; 105 часов в год)
Структура программы:
Элементы программы дополнительного образования детей | Содержание элементов программы дополнительного образования детей |
1. Пояснительная записка | — направленность дополнительной образовательной программы;
— новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; — цель и задачи дополнительной образовательной программы; — отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы; — программы от уже существующих образовательных программ; — возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; — сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); — формы и режим занятий; — ожидаемые результаты и способы определения их результативности; — формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.) |
2. Содержание изучаемого курса | — краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий) — перечень разделов, тем; |
3. Учебно-тематический план | — количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий |
4. Методическое обеспечение дополнительной программы | — обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
— рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.; — дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д. |
5. Список литературы | — указывается основная и дополнительная литература |
Результаты программы:
Учащиеся первого года обучения должны:
— знать историю развития шахмат;
— знать правила игры в шахматы;
— уметь читать и записывать партии с помощью шахматной нотации;
— уметь матовать короля с помощью двух ладей, ладьи и короля, ферзя и короля;
— знать шахматную терминологию;
— уметь проводить простейшие комбинации из 2-3 ходов;
— знать и уметь применять правила «квадрата» и «оппозиции»;
— знать основные законы дебюта.
Учащиеся второго года обучения должны:
— знать о выдающихся шахматистах России, итальянских мастерах прошлого;
— знать правила соревнований и судейства;
— уметь составлять турнирные таблицы;
— иметь представление о тактике и стратегии шахмат;
— знать основные идеи открытых дебютов, уметь применять их при игре за белых и за черных;
— уметь решать комбинации средней сложности;
— уметь пользоваться шахматной литературой;
— знать правила оформления задач и этюдов;
знать и уметь применять на практике основные законы эндшпиля;
— получить спортивный разряд по шахматам не ниже третьего.
Учащиеся третьего года обучения должны:
— знать историю проведения матчей за первенство мира и крупнейших международных турниров;
— быть в курсе последних событий в мире шахмат;
— знать законы эндшпиля и применять их в практических играх;
— владеть техникой расчета на уровне шахматиста 2 разряда;
— знать основные тактические приемы миттельшпиля;
— уметь решать комбинации средней сложности и выше;
— расширить дебютный репертуар;
— знать шахматный кодекс;
— уметь пользоваться шахматной литературой;
— пропагандировать шахматы, проводить турниры в своих классах, среди младших ребят.
Кто реализует программу:
Гудов Иван Васильевич, педагог дополнительного образования МОУ «Лицей№5»