«Школа юного журналиста» — пресс-центр газеты «Новая волна»


«Школа юного журналиста» — пресс-центр газеты «Новая волна»

Организатор: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей№5» г. Железногорска Курской области
Место проведения: Кабинет №26 МОУ «Лицей№5»
Контакты:
Николаева Татьяна Петровна, руководитель программы.
Телефон: 89038769106

О программе:
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём.
Необходимо одновременно помочь юным читателям в анализе и понимании устного и печатного слова, а также содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Объединяя умение создать журналистский материал и оформить в печатном виде, применяя издательские навыки и умения, программа позволяет объединить творческую и познавательную деятельность учащихся в соответствии с требованиями ФГОС. Данная программа подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

Цель программы: создание лицейской газеты «Новая волна».

Задачи, решаемые для реализации цели

Образовательные:

  • повышение интереса к учебе через самостоятельную исследовательскую работу;
  • совершенствование и развитие навыков литературного творчества;
  • повышение грамотности.

Воспитательные:

  • сплочение учащихся в единый коллектив для плодотворной работы;
  • воспитание информационной культуры;
  • воспитание деловых качеств и активной жизненной позиции.

Развивающие:

  • повышение коммуникативных способностей детей;
  • повышение статуса детей в школьном коллективе;
  • развитие и реализация творческих способностей учащихся через журналистскую деятельность.

Направления деятельности:

  1. журналистика;
  2. компьютерные технологии.

Творческое объединение «Пресс-центр газеты «Новая волна»» развивает и реализует творческие способности учащихся через создание школьной газеты .
Подготовка газетного материала требует вовлечения школьников в различные формы деятельности. Это теоретическая и рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерная работа: набор материала, правка, макетирование, печать.
В результате работы по выпуску газетного материала возрастает мотивация учащихся к обучению. Они совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.
Эта работа способствует сплоченности учащихся, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в школьном коллективе.
Творческая работа над созданием газеты нацеливает школьников на исследовательскую работу. Она способствует развитию теоретического, творческого мышления, формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий. Конкретную тематику статей учащиеся выбирают сами или с помощью преподавателя, в зависимости от интересов, возможностей и необходимости.
Особенность данной программы: для выравнивания степени активности используются разноуровневые задания, учитываются индивидуальное психическое развитие детей; учащиеся учатся правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, что способствует развитию творческих способностей, интереса к литературному творчеству; реализация программы на базе школы. Подготовка детей к будущей профессиональной деятельности.
Настоящая программа рассчитана на 1 год, при режиме занятий — 2 раза в неделю по 1,5 часа.

Формы занятий, предусмотренные программой:

  1. свободная творческая дискуссия, творческие задания;
  2. ролевые игры, активные методы формирования системы общения;
  3. практическая работа (подготовка материалов для публикаций);
  4. индивидуальная и самостоятельная работа.

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью обязательно предусматриваются индивидуальные занятия.

Конечные результаты:

  1. умение построить устное и письменное сообщение;
  2. умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
  3. умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;
  4. самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе.

Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

Критерии оценивания учеников на занятиях
Ученик:

  • что делал;
  • где участвовал;
  • каковы успехи;
  • планы на будущее;
  • чему научился;
  • индивидуальные творческие достижения:
    • я узнал;
    • я понял;
    • я научился;
    • лучше всего у меня получается;
    • я изменился в …сторону.

Критерии оценивания созданных ученических работ:

  • актуальность, оригинальность и новизна;
  • трудоемкость работы, сбора информации и качество оформления работы;
  • публикация статей в школьной и других газетах.

Структура программы:

Элементы программы дополнительного образования детейСодержание элементов программы дополнительного образования детей
1.     Пояснительная записка
  • направленность дополнительной образовательной программы;
  • новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
  • цель и задачи дополнительной образовательной программы;
  • отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы;
  • программы от уже существующих образовательных программ;
  • возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
  • сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
  • формы и режим занятий;
  • ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
  • формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.)
2.     Содержание изучаемого курса
  • краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий) — перечень разделов, тем;
3.     Учебно-тематический план
  • количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий
4.     Методическое обеспечение дополнительной программы
  • обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
  • рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
  • дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
5.     Список литературы
  • указывается основная и дополнительная литература

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Основными требованиями к учащимся при изучении основ журналистики как профессии являются:

  • желание овладеть навыками работы юного корреспондента;
  • активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий.

Учащиеся должны знать понятия:

  1. тема, идея (основная мысль текста), его композиция;
  2. типы речи, стили речи;
  3. изобразительно-выразительные средства публицистического стиля (эпитеты, сравнения, метафоры), просторечные слова и обороты, фразеологические выражения;
  4. иметь понятия о логичности, образности, эмоциональности, разнообразие видов синтаксических конструкций;
  5. нести ответственность за достоверность, точность фактов, конкретность, строгую обоснованность материала;
  6. различать жанры публицистического стиля: интервью, репортаж, заметка, статья.

Учащиеся должны уметь:

  1. собирать материал, систематизировать его;
  2. строить связное аргументированное высказывание на конкретную тему;
  3. доказывать свою собственную точку зрения;
  4. интересоваться мнением других людей;
  5. составлять план;
  6. создавать устное и письменное публичное выступление в разных жанрах;
  7. собирать материал, грамотно излагать свои мысли;
  8. создавать макет будущего номера, редактировать созданный материал;
  9. уметь работать с компьютерной техникой.

Ожидаемые результаты:

  1. В школе создана команда детей (редколлегия газеты);
  2. Школьная газета выходит 1 раз в месяц в бумажном варианте.

Кто реализует программу: Николаева Татьяна Петровна, психолог МОУ «Лицей№5»