Основы электроники и робототехники — кружок «Позитроник»


Основы электроники и робототехники — кружок «Позитроник»

Организатор: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей№5» г. Железногорска Курской области

Место проведения: Кабинет информатики МОУ «Лицей№5»

Контакты:

Николаев Александр Николаевич, руководитель программы.

Телефон: 89675113652

О программе

Кружок «Позитроник»дает возможность подросткам не только заполнить свой досуг, но и развить базовые знания и поднять уровень мотивации к обучению. На занятиях находят себе любимое дело талантливые и способные воспитанники, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Многим сегодняшним воспитанникам  в будущем предстоит не только эксплуатировать, но и принимать активное участие в разработке и изготовлении автоматических устройств различного назначения. Поэтому наряду с психологической подготовкой большое внимание следует уделять практической подготовке, отвечающей требованиям сегодняшнего дня.     

Одним из эффективных путей профориентационной и практической подготовки детей являются их занятия в кружках радиоэлектроники.

Кружок  комплектуется из воспитанников от 7 до 17 лет, проявляющих интерес к созданию электронных устройств.

Работа в нашем объединении позволит  учащимся ознакомиться с основами электротехники, электроники, полупроводниковой схемотехники, устройством и применением источников питания РЭА, работой электронных усилителей различного назначения, применением аналоговых интегральных микросхем.

    Программа рассчитана на 1 год обучения. Это дети 8- 17 лет (занятия 3 раза  в неделю по 2 академических часа, 210 часов в год)

Цели: занять досуг детей интересующихся радиотехникой и электроникой, радиотехническим конструированием и автоматикой;

  • помочь закрепить на практике знания, получаемые на занятиях;
  • приобщить к общественно-полезному труду;
  • расширить кругозор детей.

Задачи:

Образовательные:

  • Способствовать развитию творческого потенциала воспитанников средствами радиотехнического моделирования;
  • Знакомство с современной электронной базой.

Воспитательные:

  • Воспитание профессионального интереса к профилю объединения;
  • Воспитание современного конструктивно-технического мышления.

Развивающие:

  • Расширение информационного поля;
  • Формирование активной творческой позиции;
  • Развитие самостоятельности, аккуратности и ответственности.

Отличительные особенности программы

Занятия в кружке«Позитроник» предполагают изучение аппаратуры и работу с ней. Именно состав аппаратуры, которой оснащена мастерская, ее технические характеристики и возможности определяют общий подход к построению программы занятий.

Методической основой занятий по радиоэлектронике следует считать оптимальное чередование групповых занятий с индивидуальной работой. Если теоретические занятия рационально проводить со всей группой, то практические обычно целесообразно проводить индивидуально. Этого напрямую требуют правила техники безопасности и особенности эксплуатации связной аппаратуры.

Приоритетные принципы данной программы:

  • Личностная ориентация образовательного процесса;
  • Оптимальное сочетание теоретических и практических занятий;
  • Закрепление изученного материала повторением на более высоком уровне;
  • Широкое использование технических средств обучения при проведении как теоретических, так и практических занятий;
  • Привлечение к участию в образовательном процессе родителей, специалистов;
  • Чередование групповых занятий с индивидуальными;
  • Участие в днях активности, соревнованиях и других массовых мероприятиях с элементами соревновательности;
  • Участие в повседневной жизни любителей радиоэлектроники: установление дружественных связей со школьниками и взрослыми радиолюбителями своего города, области.

 Структура программы: 

Элементы программы дополнительного образования детейСодержание элементов программы дополнительного образования детей
1.     Пояснительная записка
  • направленность дополнительной образовательной программы;
  • новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
  • цель и задачи дополнительной образовательной программы;
  • отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы;
  • программы от уже существующих образовательных программ;
  • возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
  • сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
  • формы и режим занятий;
  • ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
  • формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.)
2.     Содержание изучаемого курса
  • краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий) — перечень разделов, тем;
3.     Учебно-тематический план
  • количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий
4.     Методическое обеспечение дополнительной программы
  • обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);
  • рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;
  • дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
5.     Список литературы
  • указывается основная и дополнительная литература

Результаты программы:

  • Получение прочных знаний основ электронной автоматики и радиотехники у детей.
  • Овладение навыками пользования контрольно-измерительными приборами.
  • Конструирование своих первых действующих моделей радиоэлектроники и автоматики.

Ожидаемые результаты:

По окончании обучения учащиеся должны уметь:

  • Обращаться с инструментами;
  • Комплектовать радиосхемы;
  • Свободно собирать простую радиосхему;
  • Научиться трассировке печатных плат простых электронных схем.

Должны знать:

  • Все радиоэлементы, их обозначения на схеме;
  • Все физические величины (ток, напряжение, сопротивление и т. д.) и способы их измерения;
  • Анализировать результаты опытов.

Способы проверки умений и навыков:

  • Самостоятельная сборка электрических цепей, пайка, трассировка и демонстрация результатов работы группе учащихся;
  • Защита работ на конференциях и выставках, обсуждение результатов.

Методическое обеспечение программы

Основной формой занятий в объединении является занятие. Подведение итогов по каждой теме проводится в форме зачета.

В организации учебно-воспитательного процесса используются следующие методы обучения:

  • метод наблюдений
  • проектные методы
  • метод упражнения
  • словесный метод
  • метод показа
  • метод мотивации и стимулирования

Кто реализует программу: Николаев Александр Сергеевич, программист МОУ «Лицей№5»