Юный турист


«Юный турист»

Организатор: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №12»

Место проведения: МОУ «Лицей №12», город Железногорск, Курская область.

Контакты:

Моисеева Людмила Вадимовна, руководитель программы.

Е-mail: Liuda2308@yandex.ru

Телефон: +79191712753

О программе:

Дополнительная образовательная программа по туристско — краеведческому направлению «Юный турист» на ступени среднего общего образования составлена с использованием инвариантных блоков, предусматривающих базовую подготовку любого туриста. Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив.

Программа направлена на формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей к здоровому образу жизни, развитию физических качеств, бережному отношению к окружающей природе, использование приобретенных знаний и навыков в жизни.

Занятия можно проводить с полным составом группы, по мере роста опыта занимающихся, следует делать упор на групповые занятия (2 — 3 человека) и индивидуальные занятия. Порядок изучения тем и отдельных вопросов определяется учителем в зависимости от условий.

Теоретические и практические занятия должны проводится с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик. Учитель должен воспитывать у учащихся умение навык самостоятельного принятия решений, неукоснительного выполнения требований Инструкций. Обязательным условием является практическое участие обучающихся в подготовке и проведению соревнований. Программа предусмотрена для учителей общеобразовательных школ. Кружок проводится в рамках спортивного клуба МОУ «Лицей № 12» «Стимул».

Цель программы: является развитие познавательной, двигательной и коммуникативной активности обучающихся, укрепление их физического и психоэмоционального здоровья. За короткий период времени( в течении года) обучающиеся могут научиться основам туризма, преодолению препятствий, основам ориентирования. Туристы могут проверить свои знания и умения в соревнованиях и походе. В результате обучения выявляются более способные дети, которые в дальнейшем могут продолжить развивать свои таланты. У детей формируется общая культура. Данную программу можно использовать для уроков физической культуры.

Возраст детей, участвующих в реализации программы 13-15 лет. Кружок проводится один раз в неделю во внеурочное время по 90 мин. Программа реализуется в течении одного года. Основной организационной формой занятий является кружок по туризму. Кружок проводится в определенное время по расписанию во внеурочное время. На занятиях в кружке используются достижения науки и практики, связь с прошлым занятием, соблюдение санитарно-гигиенических правил.

Структура программы:

Данная программа состоит из 5 разделов:

  • Основы туристской подготовки.
  • Топография и ориентирование.
  • Краеведение.
  • Основы гигиены.
  • Техническая подготовка.
  • ОФП и СФП.
  • Тесты

Воспитательные возможности занятий туризмом огромны.

В разделах «Основы туристской подготовки» и «Краеведение» можно увидеть перспективы занятий этим видом деятельности. По этим разделам целесообразно использовать видеофильмы,слайды, проводить экскурсии, привлечь к занятиям опытных туристов.

В разделе «Основы туристской подготовки» такие темы как «организация туристического быта», «передвижения, преодоление препятствий» изучаются в основном на местности, в походных условиях. В разделе « топография и ориентирование» целесообразно показать обучающимся перспективы спортивного роста, ориентировать их на продолжение занятий спортивным ориентированием. Преобладает технология совместной деятельности педагога и учащихся, самостоятельной работы обучающихся под наблюдением педагога, взаимного контроля обучающихся. Используется игровая форма.

В разделе «Основы гигиены»  используется не только классно-урочная форма, но и  занятия на местности. А также в походных условиях

В разделе «техническая подготовка» одним из путей реализации потенциала подростков может служить применение адаптивных технологий обучения по фазам:

  1. объяснение учебного материала
  2. индивидуальная работа педагога с обучающимися на занятии.
  3. Самостоятельная работа обучающихся по схеме ученик-ученик, ученик-группа-ученик

Можно изменить продолжительность и последовательность этапов с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

В разделе «ОФП и СФП» используются игровые технологии, комплексные занятия. В форме групповых и индивидуальных занятий. Выбирая педагогические технологии, педагогу следует четко представлять, что учебное занятие представляет собой целостную динамическую систему взаимодействия педагога и обучающихся. Наиболее эффективны при обучении следующие технологии:

  • разноуровневого обучения
  • коллективного способа обучения.
  • технология проектирования,
  • игровая технология.

В организации образовательного процесса используются методы и приемы, такие как беседа, практическая работа, построение учебного взаимодействия на основе диалога, стимулирование проявление инициативы,. Процесс обучения осуществляется разными методами, которые делятся на 3 группы:

  • наглядные
  • практические
  • словесные

Каждая из выделенных групп методов предполагает включение приемов различного характера (наглядный показ, вопрос, объяснение, игра, упражнение).

Наглядные методы -демонстрация диафильмов, видеороликов;

Практические- упражнение, игровой метод, моделирование;

Словесные методы — рассказ, беседа, чтение.

Результаты программы:

Результатом кружковой деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

К личностным результатам относится система ценностных ориентаций школьника, отражающих его индивидуально-личностные, позиции, мотивы и отношение к активному участию во внеурочной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», что позволяет школьнику выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник» и др.) и профессиональные роли («путешественник», «знаток», «дежурный», «командир», «капитан», «штурман» и др.).

К метапредметным результатам относятся освоенные школьником универсальные способы деятельности, применимые как в рамках внеурочной деятельности (образовательного процесса), так и в реальных жизненных ситуациях.

Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Познавательные универсальные учебные действия — система способов познания окружающего мира, самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

К предметным результатам относятся усвоенные школьником в процессе кружковой деятельности знания, умения, навыки и специальные компетенции; опыт творческой деятельности; опыт познавательной деятельности; опыт коллективной самодеятельности в туристской группе (команде); опыт социально-профессиональных ролей в системе должностно–ролевого туристско-краеведческого самоуправления; ценностные установки, специфичные для туризма и краеведения, межличностной коммуникации.

Коммуникативные универсальные действия — способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

Способы проверки ожидаемых результатов являются экскурсии, прогулки, участие в соревнованиях, выставках, конкурсы, походы, общественно-полезная работа, тестирование.

Кто реализует  программу:

Моисеева Людмила Вадимовна, учитель физической культуры, 1 квалификационной категории МОУ «Лицей №12», г. Железногорск Курской области