Камертон


«Камертон»

 

Организатор: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №12»

Место проведения: МОУ «Лицей №12»

Контакты:

Сахарова Виктория Анатольевна, руководитель программы.

Е-mail: saharova.viktori@ya.ru

Телефон: 89513339519

О программе:

Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка.

Занятия в вокальном кружке способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.

Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда члены вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда.

Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка.

Программа дополнительного образования «Камертон» соответствует целям ФГОС и интересна для обучающихся новыми формами и содержанием, которое не изучается в школьной программе и ориентирована на школьников 13-14 лет.

Главной  идеей  программы является возможность  заинтересовать детей музыкальным искусством, привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально– хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально-эстетический вкус детей.

Каждое занятие построено на том, что ученик может почувствовать себя не только исполнителем, но и композитором, дирижером, музыкантом.

Структура программы:

Данная программа состоит из 5 разделов:

  • Певческая установка.  Певческое дыхание.
  • Музыкальный звук.  Высота звука.
  • Дикция. Артикуляция.
  • Ансамбль.  
  • Сценическая культура.

Раздел «Певческая установка» направлен на работу с правильной  посадкой певца, положением корпуса, головы, навыками  пения сидя и стоя, дыханием перед началом пения.

Раздел «Музыкальный звук» формирует мягкую  атаку звука, округление гласных, способы их звукообразования  в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Помогает  добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умение использовать головной и грудной регистры.

Раздел «Дикция» направлен на  развитие  согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту)

Раздел «Ансамбль» формирует  чувство слаженного, совместного исполнения. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм).

Раздел «Сценическая культура»  предполагает развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.

Результаты программы:

По итогам реализации программы у участников будут сформированы познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение музыкального искусства и художественной культуры в целом. Кроме того, программа предполагает ряд предметных образовательных результатов:

Личностные:

  • Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; ребята научатся:
    • размышлять об истоках возникновения музыкального искусства;
    • наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы;
    • расширять музыкальный кругозор и получать общие представления о музыкальной жизни современного социума.
  • Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования. Ребята научатся:
    • участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты.
    • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи.

Предметные:

  • Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии. Ребята научатся:
    • проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость;
    • понимать степень значения роли музыки в жизни человека;
    • пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;
    • воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умению внимательно слушать;
    • узнавать на слух основную часть произведений.
  • Сформированность основ музыкальной культуры на материале музыкальной культуры родного края ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве родного края, сопоставлять различные образцы музыки; ребята научатся:
    • осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней;
    • реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально — исполнительские замыслы в различных видах деятельности.
  • Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности накопления музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса. Ребята научатся:
    • понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия – главная мысль музыкального произведения;
    • обогащению индивидуального музыкального опыта;
    • воплощению собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов.
  • Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению; ребята научатся:
    • внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах;
    • определять смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»;
    • узнавать изученные музыкальные произведения, высказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям;
    • определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
    • эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление.
  • Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнения вокально-хоровых произведений, в импровизации. Научатся:
    • определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;
    • принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности;
    • участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук;
    • выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера;
    • передавать настроение музыки в пении;
    • откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками;
    • исполнять, инсценировать песни;
    • передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки.

Метапредметные:

  • Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; ребята научатся:
    • использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках;
    • выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
    • приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание;
    • выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку;
    • выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах;
    • приобретать (моделировать) опыт музыкально- творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание;
    • найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песни;
    • владеть элементами алгоритма сочинения мелодии.
  • Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей. Ребята научатся:
    • самостоятельно выполнять упражнения;
    • участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
    • видеть взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни;
    • участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;
    • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий.

Кто реализует  программу:

Сахарова Виктория Анатольевна, учитель музыки высшей квалификационной категории МОУ «Лицей №12», г. Железногорск Курской области.