Юный биолог


Кружок «Юный биолог»

 

Организатор: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №10» г. Железногорска Курской области

Место проведения: МОУ «Гимназия №10» г. Железногорска Курской области

Контакты:

Иванова Нина Ивановна, руководитель программы

Е-mail: gim10@obr46.ru

Телефон: 8(47148) 3-49-13

О программе:

Рабочая программа биологического кружка «Юный биолог» разработана на основе рабочей программы по предмету «биология» для средней школы. Программа рассчитана на  36 академических часов. Включает теоретические и практические занятия. Содержание программы «Юный биолог» связано с предметами естественнонаучного цикла. На курс отводится по 1 часу в неделю и рассчитана на углубленное изучение биологии для подготовки обучающихся к ЕГЭ. Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии. 

Программа курса предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств. 

Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. 

Структура программы:

Программа кружка включает в себя  содержание,  планирование занятий по разделам и темам (в часах), формы контроля и критерии оценки работ  по разделам,  учебно-методическое обеспечение,  перечень цифровых образовательных и Интернет ресурсов,  требования к знаниям и умениям учащихся,   список литературы.  

Разделы:

  1. Цитология – наука о клетке.
  2. Клетка как биологическая система.
  3. Организм как биологическая система. Ткани.
  4. Органы размножения организмов.
  5. Многообразие организмов.
  6. Характеристика мира животных.
  7. Оформление презентаций
  8. Экскурсии.

Результаты программы:

В результате посещения кружка « Юный биолог» ученик  на базовом уровне должен: Знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная, хромосомная,  эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: генов и хромосом,  клетки,  тканей, органов, систем органов, организма растений, животных, человека, грибов, бактерий,; вида и экосистем (структура);

Уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах;
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты, процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически ее оценивать;

Использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами.

Кто реализует программу: Иванова Нина Ивановна, учитель биологии, МОУ «Гимназия №10» г. Железногорска Курской области; разработчик программы.