Вокально-инструментальный ансамбль


Вокально-инструментальный ансамбль

 

Организатор: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №10» г. Железногорска Курской области

Место проведения: МОУ «Гимназия № 10» г. Железногорска Курской области

Контакты:

Петухов Станислав Вениаминович, руководитель программы

Е-mail: gim10@obr46.ru

Телефон: 8(47148) 3-49-13

О программе:

Основной целью создания вокально-инструментального ансамбля является воспитание гармонически развитой личности, приобщение школьников к основам мировой музыкальной культуры, развитие музыкально–эстетического вкуса, расширение общего кругозора на основе исполнения лучших образцов современной, народной и зарубежной песенной литературы, а также слушание классической и популярной музыки.

Правильно организованная и тщательно продуманная работа ВИА способствует подъёму общей музыкальной культуры, развивает чувство коллективизма, ответственности, а также формирует нравственные и музыкально–эстетические взгляды, мировоззрения учащихся.

Создание такого коллектива предполагает многостороннюю работу по обучению музыкальной грамоте, развитию вокальных данных, обучению игре на инструменте, выработке навыков ансамблевой игры, аккомпанирования, одновременного пения и игры на инструменте, музыкально–образовательные беседы и слушание музыки.

В коллектив принимаются учащиеся, обладающие музыкальным слухом, певческим голосом, чувством ритма, музыкальной памятью, желательно владение каким–либо музыкальным инструментом. Специфика работы ВИА, особенно на начальном этапе, предполагает в основном индивидуальную работу на различных инструментах и по постановке голоса. Учащиеся, проявившие наибольшие способности, могут быть переведены в основной состав ансамбля, число которого не превышает 7-10 человек.                                                                                                                                                     

Качественно–количественный состав может варьироваться от трёх (ударный инструмент, бас–гитара, ритм–гитара; ударный инструмент, клавишные инструменты, соло–гитара и т. д.) до большего количества инструментов в зависимости от возможности учащихся, знаний руководителя и технического оснащения ВИА, но не более 7 – 10.

Целесообразно создавать три группы ВИА: подготовительную (5-6 класс), среднюю (7-8 класс) и старшую (9-11 класс). При этом количественный охват детей практически неограничен. Средняя продолжительность занятий в ВИА составляет 4 года. Исключение составляет концертная группа ансамбля, для участия в которой школьники подготавливаются постепенно (5-7 лет). Возраст обучающихся с 11 до 17 лет.

Структура программы:

Программа состоит из трех модулей, взаимосвязанных между собой и одновременно имеющих свои цели и задачи:

I модуль «Музыкальные инструменты: шестиструнная гитара, ударные инструменты, клавишные инструменты, электрогитара, бас-гитара», модуль состоит из двух этапов:

1 этап: знакомство с музыкальными инструментами: общие сведения, устройство, настройка, посадка исполнителя, положение, постановка правой руки, левой руки, извлечение звука, строй, позиции;

2 этап: практическая работа: аккорды и способ их извлечения. Баррэ, арпеджио.  Гимнастические упражнения для развития рук. Аппликатура. Простейшие упражнения на глухом барабане. Одиночные удары, «двойки», «двойки» с ускорением. Простые размеры. Сложные размеры. Пунктирный ритм. Триоли. Синкопа. Форшлаг. Дробь (тремоло). Крещендо и диминуэндо при игре на малом барабане. Знакомство с малыми ударными инструментами: бубен, трещотки, маракасы, треугольник и др. Принципы игры. Упражнения и пьесы для ансамбля с участием ударных инструментов и фортепиано. Гаммы, упражнения, каденции и пьесы в пределах 1-позиции. Изучение 4, 5, 7, 9, позиций. Приемы звукоизвлечения: легато, стаккато, тремоло, глиссандо. Флажолеты (натуральные, искусственные).    Изучение пьес и песен для ансамбля. Аккомпанирование солисту-вокалисту, вокальной группе, солирующему инструменту.

II модуль «Постановка голоса» модуль состоит из двух этапов:

1 этап: теоретические сведения, ознакомление обучающихся с основами вокального искусства, основными певческими навыками, гигиеной и охраной голоса.     Певческая установка (пение сидя, пение стоя). Положение корпуса, рук, ног, головы, шеи во время пения. Основы певческого дыхания. Овладение навыками нижнерёберного дыхания. Соотношение вдоха и выдоха в зависимости от характера музыки, длины музыкальной фразы. Упражнения на дыхание на одном звуке с постепенным увеличением его продолжительности и другие упражнения. Понятие атаки звука как начала пения (мобилизация всего артикуляционного аппарата). Овладение навыком мягкой атаки. Практическое изучение механизма певческого звукообразования. Слуховой контроль, воспитание сознательного отношения к пению и развитие вокального слуха.

2 этап: практическая работа: Вокально-ансамблевая работа. Выработка единообразных приёмов пения (одновременное дыхание и атака звука, правильная вокализация гласных, единая подтекстовка). Унисонное пение вокальной группы. Упражнения и попевки на выработку чистого унисона (выравнивание, подстраивание всех голосов по силе и высоте звука).    Пение отдельных звуков и мелодических интервалов, пение гамм и гаммаобразных упражнений с названием нот и на различные слоги ровными длительностями и в усложнённой ритмической фигурации (триоли, пунктирный ритм). Элементы двух — и трехголосия.   Пение гармонических интервалов (отдельные интервалы, небольшие последовательности, а также попевки, с использованием подголосков). Пение аккордов. Выстраивание отдельных аккордов и пение небольших цепочек в пределах T-Т-S-D-T. Знакомство с элементами джазового пения. Выработка дыхания. Разучивание нескольких песен индивидуально и в составе вокальной группы.

III модуль «Ансамблевая работа», модуль состоит из двух этапов:

1 этап: теоретические сведения, совершенствование вокально-ансамблевых навыков (одновременное и цепное дыхание, единообразная манера округления и вокализации гласных, единая подтекстовка, фразировка, строй, ансамбль). Освоение курса «Введение в импровизацию».

2 этап: практическая работа, Расширение певческого диапазона. Работа над качеством (тембром) звука. Чистое интонирование унисона.    Пение двухголосных упражнений и попевок. Пение цепочек аккордов закрытым ртом и на слоги. Работа над эпизодическим трёхголосием. Разучивание репертуара ВИА. Пение под собственный аккомпанемент. Соединение пения с исполнением своей партии на музыкальном инструменте в составе ВИА. Понимание общих и частных задач в коллективном музыкальном исполнительстве. Практическое освоение методики импровизации в игре на музыкальных инструментах и в совершенствовании вокальных навыков.

Результаты программы:

Обучающиеся вокально-инструментального ансамбля должны  свободно владеть навыками игры на инструментах, навыками пения, аккомпанирования вокалисту и себе во время исполнения песни, навыками сценической свободы при исполнении пьес и песен, а также показать достаточно высокий уровень владения импровизацией.

Проверкой знаний, умений и навыков учащихся ВИА являются публичные выступления. Сначала в виде показов для родителей, затем в виде творческих отчётов и концертов. ВИА принимают участие в школьных, городских, областных конкурсах, фестивалях, праздничных и тематических концертах.

Кто реализует программу: Петухов Станислав Вениаминович, педагог дополнительного образования МОУ Гимназия №10» г. Железногорска Курской области; разработчик программы