Фортепиано


«Музыкальный инструмент. Фортепиано»

Организатор:  Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №10»

Место проведения: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №10»

Контакты:

Ботова Марина Юрьевна, руководитель программы.

E-mail: gim10@obr46.ru

Телефон: 8(951) 314 80 85

О программе:

Программа «Музыкальный инструмент. Фортепиано» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области музыкального искусства. Программа имеет художественную направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Программа соответствует базовому уровню.

Программа «Музыкальный инструмент. Фортепиано» направлена на продолжение обучения игре на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Учитывая, что подавляющие большинство детей занимаются музыкой в плане общего музыкального образования, и что лишь незначительная часть из них поступает после окончания школы в музыкальные колледжи, данная программа составлена с таким расчётом, чтобы предоставить возможность детям с самыми различными музыкальными данными приобщаться к музыкальной культуре.

Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение нот с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в гимназии, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования.

Программа основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения и предназначена для детей, успешно освоивших программу «Музыкальный инструмент (фортепиано для начинающих)» и  имеющих мотивацию к продолжению обучения.  Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год.

В целях получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков, расширения музыкального кругозора, закрепления интереса к музыкальным занятиям, развития исполнительских навыков рекомендуется включать в занятия инструментом формы ансамблевого музицирования. Для этого может потребоваться увеличение объема недельной аудиторной нагрузки.

 Занятия ансамблевым музицированием развивают музыкальное мышление, расширяют музыкальный кругозор обучающихся, готовят их к восприятию музыкальных произведений в концертном зале, театре, формируют коммуникативные навыки.

Четырехлетний срок реализации программы позволяет в полном объеме завершить обучение и дает возможность для поступления в профессиональные учебные заведения, реализующие основные профессиональные программы в области музыкального искусства, а также продолжить самостоятельные занятия для приобщения к любительскому сольному и ансамблевому музицированию.

Срок реализации учебного предмета «Музыкальный инструмент. Фортепиано»

При реализации программы «Музыкальный инструмент (фортепиано)» со сроком обучения 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 34 недели в год.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

— Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

— Срок реализации учебного предмета;

-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

— Форма проведения учебных аудиторных занятий;

— Цель и задачи учебного предмета;

— Обоснование структуры программы учебного предмета;

— Методы обучения;

— Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Сведения о затратах учебного времени;

— Годовые требования по классам;

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

— Критерии оценки;

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

— Методические рекомендации педагогическим работникам;

— Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VII. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

— Список рекомендуемой нотной литературы;

— Список рекомендуемой методической литературы.

Результаты программы:

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

   Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее
  • убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм; знание в соответствии с программными требованиями фортепианного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры); знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
  • знание профессиональной терминологии;
  • наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений разных жанров и форм;
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа

 исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;

  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных

 произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

  • наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;

Кто реализует программу:

Белоус Лариса Ивановна, педагог дополнительного образования (фортепиано), МОУ «Гимназия №10» г. Железногорска Курской области;

Ботова Марина Юрьевна, педагог дополнительного образования (фортепиано, концертмейстер), МОУ «Гимназия № 10» г. Железногорска Курской области, разработчик программы;

Гармидер Наталия  Ивановна, педагог дополнительного образования (хор, общее фортепиано), МОУ «Гимназия №10» г. Железногорска Курской области;

Ивакина Людмила Евгеньевна, педагог дополнительного образования (фортепиано, концертмейстер), МОУ «Гимназия №10» г. Железногорска Курской области;

Кичигина Ирина Николаевна, педагог дополнительного образования (фортепиано, концертмейстер), МОУ «Гимназия №10» г. Железногорска Курской области;

Костина Светлана Валерьевна, педагог дополнительного образования (фортепиано, концертмейстер), МОУ «Гимназия №10» г. Железногорска Курской области;

Малюгова Зоя Федоровна, педагог дополнительного образования (фортепиано, концертмейстер), МОУ «Гимназия №10» г. Железногорска Курской области;

Рогожина Ирина Анатольевна, педагог дополнительного образования (фортепиано, концертмейстер), МОУ «Гимназия №10» г. Железногорска Курской области.