Музыкальное искусство


Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства

 

Организатор: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №10» г. Железногорска Курской области

Место проведения: МОУ «Гимназия №10» г. Железногорска Курской области

Контакты:

Алехина Галина Ивановна, руководитель программы

Е-mail: gim10@obr46.ru

Телефон: 8(47148) 3-49-13

О программе:

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей и молодежи с 6 и до 17 лет включительно.

Программа включает в себя все разнообразие направления, обеспечивающие интересы детей всех возрастов, предоставляет большие возможности для сохранения и изучения педагогических традиций и, одновременно, позволяет внедрять самые современные методы обучения, развития и воспитания, основанные на гуманистических ценностях педагогики сотрудничества. В рамках программы стал возможным действительно индивидуальный подход к ребенку, свободный от жесткой оценки и регламентации.

Программа ориентирована на развитие творческих способностей детей в области музыкального искусства и культуры, передачу духовного и культурного опыта человечества, воспитанию творческой личности, получению учащимися основ будущего профессионального образования.

Основной целью данного направления является: раскрытие творческих способностей обучающихся, нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребёнка. Художественная направленность включает следующие группы программ: исполнительство на струнных, народных, клавишных инструментах, ансамбли, хоровое пение, теоретическая музыкальная подготовка.

Целью работы музыкального отделения музыкальной направленности является развитие творческих способностей обучающихся, знакомство с произведениями искусства, духовное развитие личности, воспитание мира чувств, его эмоциональной чуткости, обучение детей музыкальной грамоте, сольфеджио, игре на музыкальных инструментах, вокально-хоровому пению, развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти.

При разработке и реализации общеразвивающей программы в области музыкального искусства необходимо учитывать занятость детей в гимназии, т.е. параллельное освоение детьми основных общеобразовательных программ.

С целью привлечения наибольшего количества детей к художественному образованию, обеспечения доступности художественного образования срок реализации общеразвивающих программ не должен превышать 3-х или 4-х лет (2 года 10 месяцев и, соответственно, 3 года 10 месяцев) для детей в возрасте от 6 до 17 лет включительно.

Рабочие учебные планы гимназии группируются по следующим предметным областям: учебные предметы исполнительской подготовки, учебные предметы историко-теоретической подготовки, а также предметы по выбору, формируемые с участием родителей (законных представителей) обучающихся.

По окончании освоения общеразвивающей программы в области музыкального искусства выпускникам выдается документ, форма которого разрабатывается образовательной организацией самостоятельно.

Структура программы:

Программа состоит из трех модулей, взаимосвязанных между собой и одновременно имеющих свои цели и задачи:

I модуль программы «Музыкальный инструмент (фортепиано, скрипка, виолончель, гитара, баян, аккордеон)», он делится на две ступени:

1 ступень: Учебный предмет «Музыкальный инструмент для начинающих» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на инструменте, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Учитывая, что подавляющие большинство детей занимаются музыкой в плане общего музыкального образования, и что лишь незначительная часть из них поступает после окончания школы в музыкальные колледжи, данная ступень программы составлена с таким расчётом, чтобы предоставить возможность детям с самыми различными музыкальными данными приобщаться к музыкальной культуре.

Обучение игре на инструменте включает в себя музыкальную грамотность, чтение нот с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь музыке, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению I ступени с 6 лет и выше. В целях получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков, расширения музыкального кругозора, закрепления интереса к музыкальным занятиям, развития исполнительских навыков рекомендуется включать в занятия инструментом формы ансамблевого музицирования. Для этого может потребоваться увеличение объема недельной аудиторной нагрузки. Занятия ансамблевым музицированием развивают музыкальное мышление, расширяют музыкальный кругозор обучающихся, готовят их к восприятию музыкальных произведений в концертном зале, театре, формируют коммуникативные навыки.

1 ступень рассчитана на 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 34 недели в год.

2 ступень: Учебный предмет «Музыкальный инструмент» направлен на продолжение обучения игре на инструменте, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.Учитывая, что подавляющие большинство детей занимаются музыкой в плане общего музыкального образования, и что лишь незначительная часть из них поступает после окончания школы в музыкальные колледжи, данная программа составлена с таким расчётом, чтобы предоставить возможность детям с самыми различными музыкальными данными приобщаться к музыкальной культуре.

Обучение игре на инструменте включает в себя музыкальную грамотность, чтение нот с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в гимназии, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

Предлагаемая ступень программы рассчитана на четырехлетний срок обучения и предназначена для детей, успешно освоивших I ступень программы «Музыкальный инструмент для начинающих» и  имеющих мотивацию к продолжению обучения.

2 ступень рассчитана на 4 года, продолжительность учебных занятий с первого по четвертый годы обучения составляет 34 недели в год.

II модуль программы «Хоровое пение», он делится на две ступени:

1 ступень: Учебный  предмет «ХОР (младшая группа)» является предметом обязательной части, занимает особое место в развитии музыканта. В гимназии, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением   игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из  важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения  исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте. Учебный предмет «Хор» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика.

Участие в праздничных концертах, конкурсах. Обязательным условием для реализации программы является наличие концертмейстера, хормейстера.

Особенности работы со школьным хором является разный уровень певческого развития каждого участника. При этом процесс обучение происходит на фоне возрастного роста и развития. Знание особенностей и возможностей – одно из важных условий правильной организации работе в коллективе.

Для детей младшей группы хора характерна недоразвитость голосовых мышц, короткое дыхание, неширокий диапазон (ре1-си1-до1)

Из данных характеристик вытекают требования к хоровому репертуару. Подбор репертуара должен осуществляться с точки зрения его педагогической полезности для развития певческих способностей учащихся. Руководитель рассматривает его в разных аспектах: идейность, художественность, качество поэтического текста, эмоциональная насыщенность, эмоциональный тонус произведения, характер мелодии или всех партий, фразировка, динамическое оттнеки, особенности драматургического развития, художественного образа в целом. Кроме того, учитывается необходимость оптимального развития у детей диапазона, чистоты интонации, унисона, певческого дыхания.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит хоровому пению. Срок реализации программы составляет 4 года.

2 ступень: Учебный  предмет «ХОР (старшая группа)» направлен на продолжение обучения пению, получение детьми художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Учитывая, что подавляющие большинство детей занимаются музыкой в плане общего музыкального образования, и что лишь незначительная часть из них поступает после окончания школы в музыкальные колледжи, данная программа составлена с таким расчётом, чтобы предоставить возможность детям с самыми различными музыкальными данными приобщаться к музыкальной культуре.

Четырехлетний срок реализации II ступени программы учебного предмета позволяет в полном объеме завершить обучение и дает возможность продолжить самостоятельные занятия для приобщения к любительскому сольному и ансамблевому пению.

III модуль программы: «Сольфеджио», он делится на две ступени:

1 ступень: Учебный предмет «Музыкальная грамота» теснейшим образом взаимодействует с учебными предметами исполнительской подготовки и историко-теоретической подготовки. Уроки «Музыкальной грамоты» развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке. Полученные на уроках «Музыкальной грамоты» знания умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов в области музыкального искусства.

Предлагаемая ступень рассчитана на четырехлетний срок обучения. Рекомендуемый возраст детей, приступающих к освоению ступени с 6 лет и выше.

2 ступень: Учебный предмет «Сольфеджио» является обязательным учебным предметом в гимназии, реализующей программы общеразвивающего обучения в области музыкального искусства. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства.

Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке. Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительных  общеобразовательных программ в области искусств.  

Предлагаемая ступень рассчитана на четырехлетний срок и предназначена для детей пятого-восьмого классов гимназии, успешно освоивших  программу «Музыкальная грамота» (1-4 классы) и имеющих мотивацию к продолжению обучения. Четырехлетний срок реализации программы учебного предмета «Сольфеджио» позволяет в полном объеме завершить обучение и дает возможность продолжить самостоятельные занятия для приобщения к любительскому музицированию.

Результаты программы:

Результатом освоения программы является приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

  • навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);
  • умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;
  • умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения  различных жанров и стилей;
  • знаний основ музыкальной грамоты;
  • знаний основных средств выразительности, используемых в  музыкальном искусстве;
  • знаний  наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
  • навыков публичных выступлений;
  • навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.

Система представления результатов: участие в фестивалях, конкурсах гимназического, муниципального, регионального, федерального и международного уровня; концертная деятельность; презентации итогов работы, проектной деятельности обучающихся, творческих коллективов, объединений.

Кто реализует программу:

Алехина Галина  Ивановна, заместитель директора по УВР (дополнительное образование в области музыкального искусства), педагог дополнительного образования (баян, аккордеон, музыкальная грамота), МОУ «Гимназия №10» г. Железногорска Курской области, разработчик программы;

Анохина Елена Анатольевна, педагог дополнительного образования (скрипка), МОУ «Гимназия №10» г. Железногорска Курской области;

Белоус Лариса Ивановна, педагог дополнительного образования (фортепиано), МОУ Гимназия №10» г. Железногорска Курской области;

Бобкова Зинаида Васильевна, педагог дополнительного образования (баян, аккордеон, сольфеджио), МОУ «Гимназия №10» г. Железногорска Курской области;

Ботова Марина Юрьевна, педагог дополнительного образования (фортепиано, концертмейстер), МОУ «Гимназия № 10» г. Железногорска Курской области, разработчик программы;

Гармидер Наталия  Ивановна, педагог дополнительного образования (хор, общее фортепиано), МОУ «Гимназия №10» г. Железногорска Курской области;

Зиновьева Наталия Павловна, педагог дополнительного образования (баян, аккордеон), МОУ «Гимназия №10» г. Железногорска Курской области;

Ивакина Людмила Евгеньевна, педагог дополнительного образования (фортепиано, концертмейстер), МОУ Гимназия №10» г. Железногорска Курской области;

Кичигина Ирина Николаевна, педагог дополнительного образования (фортепиано, концертмейстер), МОУ Гимназия №10» г. Железногорска Курской области;

Костина Светлана Валерьевна, педагог дополнительного образования (фортепиано, концертмейстер), МОУ Гимназия №10» г. Железногорска Курской области;

Маркина Маргарита  Николаевна, педагог дополнительного образования (виолончель), МОУ Гимназия №10» г. Железногорска Курской области;

Малюгова Зоя Федоровна, педагог дополнительного образования (фортепиано, концертмейстер), МОУ Гимназия №10» г. Железногорска Курской области;

Моисеева Юлия Сергеевна, педагог дополнительного образования (сольфеджио, общее фортепиано), МОУ Гимназия №10» г. Железногорска Курской области;

Петухов Станислав Вениаминович, педагог дополнительного образования (гитара), МОУ Гимназия №10» г. Железногорска Курской области;

Рогожина Ирина Анатольевна, педагог дополнительного образования (фортепиано, концертмейстер), МОУ Гимназия №10» г. Железногорска Курской области;

Сараева Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования (хор, общее фортепиано), МОУ «Гимназия №10» г. Железногорска Курской области;

Шишкина Людмила Викторовна, педагог дополнительного образования (гитара), МОУ Гимназия №10» г. Железногорска Курской области;

Цыганок Татьяна Вячеславовна, учитель музыки (общее фортепиано, концертмейстер) МОУ Гимназия №10» г. Железногорска Курской области