Юный краевед


Кружок «Юный краевед»

 

Организатор: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №10» г. Железногорска Курской области

Место проведения: МОУ «Гимназия №10» г. Железногорска Курской области

Контакты:

Зеленина Валентина Ивановна, руководитель программы

Е-mail: gim10@obr46.ru

Телефон: 8(47148) 3-49-13

О программе:

Родной край, малая родина, то место, где появился на свет, сделал первые шаги, сказал первые слова, увидел солнце, небо, землю, первую травинку, цветок, дерево, животное. Это понятие связывает человека с местом и людьми, близкими ему с рождения. Термин «краеведение», возникший в начале двадцатого века, имеет объектом своего изучения край как ближайшую к человеку территорию, которую можно обозреть, увидеть, исследовать, изучить.

На самом деле, краеведение просто необходимо в школьной программе для того, чтобы ученик понимал свою связь с окружающим его миром, эффективно взаимодействовал с ним. Благодаря этому предмету ребёнок осознаёт значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России; эта дисциплина учит ребёнка интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения.

Краеведение очень много даёт также для морального, нравственного становления личности. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя; у ученика поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край.

Изучение краеведения в школе воспитывает в ребенке гордость за свою страну и за свой край, стремление быть лучшим, патриотизм. Познание окружающего мира как части Родины соответствует принципу «от частного к общему». Местный материал доступен ребёнку для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Развивающий потенциал краеведения очень велик.

Структура программы:

Программа построена с учетом возрастных особенностей обучающихся, на основе принципа доступности и посильности изучаемого материала, на основе краеведческого принципа. Для занятий по программе во внеурочное время объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый интерес к родному краю. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий 1 час.

Программа предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с селом. При подготовке к занятиям предлагаю детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии.

Результаты программы:

Учащиеся должны знать:

  • фамилии знаменитых земляков;
  • название и месторасположение основных достопримечательностей своего края;
  • правила поведения на улице и в местах, где находятся исторические и культурные памятники.
  • соблюдать правила бережного отношения к природе и памятникам истории.

Кто реализует программу: Зеленина Валентина Ивановна, учитель истории и обществознания,  МОУ «Гимназия №10» г. Железногорска Курской области; разработчик программы.