Шахматы


Кружок «Шахматы»

 

Организатор: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №10» г. Железногорска Курской области

Место проведения: МОУ «Гимназия №10» г. Железногорска Курской области

Контакты:

Лебедянцев Руслан Валерьевич, руководитель программы

Е-mail: gim10@obr46.ru

Телефон: 8(47148) 3-49-13

О программе:

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят  спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д.    Шахматы, сочетающие в себе также  элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.  

Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития,  формирования внутреннего плана действий — способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению  логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость — это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Структура программы:

Программа предусматривает 297 часов занятий шахматами в течение года – по 9 часов в неделю. Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется:

  1. При знакомстве с шахматными фигурами.
  2. При изучении шахматной доски.
  3. При обучении правилам игры.
  4. При реализации материального перевеса.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

В программе предусмотрены материалы для самостоятельного изучения обучающимися (домашние задания, специально подобранная  шахматная литература, шахматные решебники и др.).

На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Основные формы и средства обучения:

  1. Теоретические занятия.
  2. Практическая игра.
  3. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
  4. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
  5. Участие в турнирах и соревнованиях.

Результаты программы:

К концу учебного года дети должны знать:

  1. Основные шахматные термины: горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, ход, взятие, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, вечный шах, мат, пат, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, оппозиция, цугцванг и т.п.
  2. Названия шахматных фигур: ферзь, король, ладья, конь, слон, пешка.
  3. Правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:

  1. Ориентироваться на шахматной доске.
  2. Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
  3. Правильно расставлять фигуры перед игрой.
  4. Различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
  5. Рокировать.
  6. Объявлять шах и ставить мат.
  7. Решать простейшие шахматные задачи.
  8. Записывать партию.

Кто реализует программу: Лебедянцев Руслан Валерьевич, педагог дополнительного образования,  МОУ «Гимназия №10» г. Железногорска Курской области; разработчик программы.