Виолончель


«Музыкальный инструмент. Виолончель»

Организатор:  Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №10»

Место проведения: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №10»

Контакты:

Маркина Маргарита Николаевна , руководитель программы.

E-mail: gim10@obr46.ru

Телефон: 89202666514

О программе:

Программа «Музыкальный инструмент. Виолончель» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты». Программа имеет художественную направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Программа соответствует базовому уровню.

Программа «Музыкальный инструмент. Виолончель» направлена на продолжение обучения игре на виолончели, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Учитывая, что подавляющие большинство детей занимаются музыкой в плане общего музыкального образования, и что лишь незначительная часть из них поступает после окончания школы в музыкальные колледжи, данная программа составлена с таким расчётом, чтобы предоставить возможность детям с самыми различными музыкальными данными приобщаться к музыкальной культуре.

 Обучение игре на виолончели включает в себя музыкальную грамотность, чтение нот с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами исполнительства и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в гимназии, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования.

 Программа имеет художественную направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения и предназначена для детей, успешно освоивших программу «Музыкальный инструмент (виолончель для начинающих)» и  имеющих мотивацию к продолжению обучения. 

В целях получения обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков, расширения музыкального кругозора, закрепления интереса к музыкальным занятиям, развития исполнительских навыков рекомендуется включать в занятия инструментом формы ансамблевого музицирования. Для этого может потребоваться увеличение объема недельной аудиторной нагрузки.

 Занятия ансамблевым музицированием развивают музыкальное мышление, расширяют музыкальный кругозор обучающихся, готовят их к восприятию музыкальных произведений в концертном зале, театре, формируют коммуникативные навыки.

Четырехлетний срок реализации программы позволяет в полном объеме завершить обучение и дает возможность для поступления в профессиональные учебные заведения, реализующие основные профессиональные программы в области музыкального искусства, а также продолжить самостоятельные занятия для приобщения к любительскому сольному и ансамблевому музицированию. 

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

— Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

— Срок реализации учебного предмета;

-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

— Форма проведения учебных аудиторных занятий;

— Цель и задачи учебного предмета;

— Обоснование структуры программы учебного предмета;

— Методы обучения;

— Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Сведения о затратах учебного времени;

— Годовые требования по классам;

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

— Критерии оценки;

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

— Методические рекомендации педагогическим работникам;

— Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VII. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

— Список рекомендуемой нотной литературы;

— Список рекомендуемой методической литературы.

Результаты программы:

 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих использовать многообразные возможности виолончели для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста,
  • самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм; знание в соответствии с программными требованиями виолончельного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
  • знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
  • знание профессиональной терминологии;
  • наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм;
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа
  • исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных
  • произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
  • наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
  • наличие начальных навыков концертной работы в качестве солиста.

Кто реализует программу:

Маркина Маргарита  Николаевна, педагог дополнительного образования (виолончель), МОУ Гимназия №10» г. Железногорска Курской области.