Баян, аккордеон


«Музыкальный инструмент (баян, аккордеон)»

Организатор:  Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №10»

Место проведения: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №10»

Контакты:

Зиновьева Наталия Павловна, руководитель программы.

E-mail: gim10@obr46.ru

Телефон: 8(915) 514 55 80

О программе:

Программа «Музыкальный инструмент (баян, аккордеон)» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе в области музыкального искусства «Народные инструменты». Программа имеет художественную направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Программа соответствует базовому уровню.

Программа «Музыкальный инструмент (баян, аккордеон)» направлена на продолжение обучения игре на баяне, аккордеоне, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Учитывая, что подавляющие большинство детей занимаются музыкой в плане общего музыкального образования, и что лишь незначительная часть из них поступает после окончания школы в музыкальные колледжи, данная программа составлена с таким расчётом, чтобы предоставить возможность детям с самыми различными музыкальными данными приобщаться к музыкальной культуре.

 Недельная нагрузка по программе «Музыкальный инструмент  (баян, аккордеон)» составляет 2 часа в неделю. Занятия проходят в индивидуальной форме.

Обучение игре на баяне, аккордеоне включает в себя музыкальную грамотность, чтение нот с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в гимназии, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования.

Программа основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения и предназначена для детей, успешно освоивших программу «Озорные клавиши (баян, аккордеон для начинающих)» и  имеющих мотивацию к продолжению обучения.

В целях получения учащимися дополнительных знаний, умений и навыков, расширения музыкального кругозора, закрепления интереса к музыкальным занятиям, развития исполнительских навыков рекомендуется включать в занятия инструментом формы ансамблевого музицирования. Для этого может потребоваться увеличение объема недельной аудиторной нагрузки.

Занятия ансамблевым музицированием развивают музыкальное мышление, расширяют музыкальный кругозор обучающихся, готовят их к восприятию музыкальных произведений в концертном зале, театре, формируют коммуникативные навыки.

В процессе игры в ансамбле у учащихся развивается эстетический вкус, музыкальная память, внимание, мышление, гармонический слух  и др.  В классе ансамбля юные музыканты приобретают умения и навыки, необходимые для коллективного инструментального исполнения.

Чувствуя себя участниками музыкального коллектива, дети ответственнее относятся к исполнению порученных партий, а совместная деятельность, направленная на решение общих художественных задач, побуждает каждого к проявлению творческой инициативы и самостоятельности.

Занятия в ансамбле способствуют активизации деятельности детей, вызывая у них интерес и увлеченность.

Четырехлетний срок реализации программы.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

— Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

— Срок реализации учебного предмета;

-Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

— Форма проведения учебных аудиторных занятий;

— Цель и задачи учебного предмета;

— Обоснование структуры программы учебного предмета;

— Методы обучения;

— Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Сведения о затратах учебного времени;

— Годовые требования по классам;

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

— Критерии оценки;

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

— Методические рекомендации педагогическим работникам;

— Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VII. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

— Список рекомендуемой нотной литературы;

— Список рекомендуемой методической литературы.

Результаты программы:

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы «Музыкальный инструмент (баян, аккордеон)», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков позволяющих использовать многообразные возможности баяна, аккордеона для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений; знание в соответствии с программными требованиями  баянно — аккордеонного репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров;  знание художественно-исполнительских возможностей баяна, аккордеона;
  • знание профессиональной терминологии;
  • навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
  • наличие музыкальной памяти, , мелодического, ладогармонического, тембрового слуха, развитого полифонического мышления;
  • наличие начальных навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

Кто реализует программу:

Алехина Галина  Ивановна педагог дополнительного образования (баян, аккордеон, музыкальная грамота), МОУ «Гимназия №10» г. Железногорска Курской области, разработчик программы;

Бобкова Зинаида Васильевна, педагог дополнительного образования (баян, аккордеон, сольфеджио), МОУ «Гимназия №10» г. Железногорска Курской области;

Зиновьева Наталия Павловна, педагог дополнительного образования (баян, аккордеон), МОУ «Гимназия №10» г. Железногорска Курской области.