Программа «Умелые руки»
Организатор: Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Станция юных техников» г. Железногорск
Место проведения: МКУДО «Станция юных техников» г. Железногорск
Контакты: Петренко Валентина Владимировна, руководитель программы
Электронная почта: syth@obr46.ru
Телефон: 8(47148) 2-47-25
О программе:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые руки» направлена на развитие у дошкольников 6-7 лет интереса к техническому творчеству, на развитие образного и логического мышления, на освоение детьми навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями ручного труда.
Цель программы: обучение детей конкретным трудовым умениям и навыкам обработки наиболее распространённых и доступных детям материалов с использованием инструментов ручного труда.
Задачи программы:
Образовательные:
- познакомить с простейшими материалами и инструментами, правилами работы с ними, помочь обучающимся приобрести трудовые навыки;
- научить планировать свою работу, представлять конечный результат своей деятельности.
Развивающие:
- формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- формирование желания и умения трудиться;
- развитие воображения, памяти, мышления, моторики рук, содействовать получению знаний о профессиях.
Воспитательные:
- воспитание настойчивости в достижении поставленной цели;
- воспитание аккуратности в работе;
- воспитание патриотизма (интереса к родному краю, культуре), воспитывать умение проявлять интерес и внимание к другим детям, воспитывать умение слушать и понимать друг друга, выражать дружеские чувства.
Структура программы:
Программа состоит из разделов:
- «Организационно-контрольный»;
- «Техника безопасности. Материалы и инструменты»;
- «Бумагопластика. Правила ТБ»;
- «Основы моделирования»;
- «Основы конструирования»;
- «Мастерская деда мороза»;
- «Изготовление подарков и сувениров к праздникам».
На занятиях обучающиеся получают первоначальные знания о различных материалах и инструментах, методах и приемах работы с ними, знакомятся и отрабатывают навыки изготовления простейших моделей по шаблонам. Дети развивают моторику, строят общение в объединении, учатся базовым и основным приёмам работы с простейшими инструментами: ножницы, карандаш, линейка, изучают устройство простых технических объектов.
Развивается техническое мышление. Ребята принимают участие в конкурсах и выставках.
На протяжении всего периода обучения с обучающимися проводятся теоретические занятия по темам программы, а так же различные беседы, направленные на духовно-нравственное воспитание, формирование патриотизма и т.д.
На занятиях дети учиться соблюдать порядок разметки изделий из бумаги, картона и других материалов, вырабатывается привычка сначала обдумать, потом делать, умение вносить различные изменения в свои изделия.
Формирование, развитие и закрепление навыков происходит с наибольшим эффектом в том случае, когда тематика практических работ способствует усвоению ранее изученных приёмов и применению уже знакомых детям инструментов и приспособлений.
Содержание программы предполагает использование разнообразных форм занятий: практические работы, беседы, выставки поделок, испытание изготовленных моделей, игры, викторины. Выставки и викторины повышается самооценку за счёт возможности самоутвердиться путём достижения определённых результатов в соревновательной деятельности
Игровая деятельность оказывает сильное влияние на формирование и развитие умственных, эмоциональных и волевых сторон и качеств личности ребёнка. Игра неразрывно связана с развитием активности, самостоятельности, познавательной деятельности и творческих возможностей детей. Введение элементов игры в процессе подготовки детей к конструкторско-технической деятельности содействует тому, что дети сами начинают стремиться преодолевать такие задачи, которые без игры решаются значительно труднее.
Контроль над знаниями обучающихся осуществляется в форме устной оценки педагогом промежуточных и конечных результатов работы детей, тематических конкурсов, игр, викторин.
Результат педагогической деятельности объединения определяется степенью развития самостоятельности обучающихся при решении трудовых творческих задач и воспитанием устойчивого интереса к технической деятельности, т.е. переходом в технические объединения следующей ступени.
Результаты программы:
Обучающиеся во время реализации программы узнают:
- виды и свойства бумаги, картона и др. материалов;
- название и назначение инструментов для работы с данными материалами (ножницы, карандаши, линейки);
- правила безопасности во время работы с инструментами;
- название и назначение окружающих технических объектов и инструментов ручного труда;
- простейшие правила организации рабочего места;
- способы перевода выкроек изделий и отдельных его деталей на кальку, бумагу и т.д.;
- способы перевода выкроек и шаблонов;
- способы соединения деталей из бумаги, картона;
- название основных частей изготовленных макетов и изделий;
- правила общения с ровесниками и взрослыми.
- учатся планировать и организовывать свою работу;
- выполнять разметку на материале, пользуясь карандашом и линейкой, делать разметку деталей различной формы;
- работать с трафаретам и шаблонам; составлять простые узоры;
- правильно пользоваться инструментами.
Кто реализует программу:
Руководитель программы: Петренко Валентина Владимировна, педагог дополнительного образования МКУДО «Станция юных техников» г. Железногорск Курской области