Программа «Радиоконструирование»
Организатор: Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Станция юных техников» г. Железногорск
Место проведения: МКУДО «Станция юных техников» г. Железногорск
Контакты: Демидов Павел Алексеевич, руководитель программы
Электронная почта: syth@obr46.ru
Телефон: 8(47148) 2-47-25
О программе:
Предлагаемая дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на два года обучения, базового уровня.
На занятиях обучающиеся изучают конкретные разделы радиоэлектроники, конструируют различные приборы.
Программа занятий рассчитана на изучение и подготовку обучающихся к самостоятельному, конструированию радиотехнической аппаратуры на основе элементов цифровой техники.
Приобретение практико-ориентированных технических знаний, умений и навыков (работа по схемам, паяльником, припоем, флюсом), способствует развитию технического мышления и создает предпосылки для выбора будущей профессии.
Использование интеграции различных видов деятельности развивает конструкторские способности.
Выбирая, разрабатывая и монтируя конструкции, обучающие должны иметь четкое представление о принципе их действия, знать назначение отдельных деталей и узлов, методике налаживания, поиска и устранения неисправностей.
Среди детей всегда находятся желающие строить радиотехнические устройства для личного пользования ими в домашних условиях. Это желание поощряется, если конструкции соответствуют программе, а монтаж конструкций производиться из своих деталей.
Цель и задачи образовательной программы:
Цель: формировать у обучающихся знания, умения и навыки по сборке радиоэлектронной аппаратуры.
Задачи:
Образовательные: закреплять на практике знания основ наук; познакомить обучающихся с основами цифровой техники и элементами радиотехники. Практиковать работать с измерительными приборами и слесарным инструментом. Тренироваться в правильном чтении принципиальных электрических схем и развивать устную техническую речь;обучать приемам и технологии изготовления радиоконструкций; учить владеть научно-техническими сведениями, необходимыми для решения практических задач, возникающих в повседневной жизни.
Развивающие: развивать умения работать с принципиальными электрическими схемами; формировать техническое мышление; развивать интерес к технике; формировать учебную мотивацию и стимулировать творческий потенциал; активизировать познавательную деятельность.
Воспитательные: формировать творческое отношение к выполняемой работе;
воспитывать умение работать в коллективе, уважение к своему труду и к труду других обучающихся; воспитывать дисциплинированность, ответственность, самоорганизацию, чувство патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной науки и техники.
Структура программы:
Программа рассчитана на два год обучения, базового уровня.
1 год обучения состоит из 12 разделов:
- Организационно-контрольный раздел
- Правила безопасности труда.
- Электро и радиотехнические материалы. Пайка и основы электрического монтажа.
- Постоянный электрический ток.
- Переменный электрический ток.
- Полупроводниковые приборы.
- Основные сведения о микросхемах.
- Усилители и генераторы прямоугольных колебаний.
- Основные понятия об изобретательстве и рационализации.
- Конструирование, монтаж и наладка радиотехнических устройств и приборов.
- Экскурсии.
- Заключительное занятие.
2 год обучения состоит из 16 разделов:
- Организационно-контрольный раздел.
- Правила безопасности труда.
- Электро и радиотехнические материалы. Основы монтажа.
- Питание радиоэлектронных устройств от сети переменного тока.
- Триггеры и генераторы прямоугольных импульсов.
- Элементы цифровой техники. Цифрово-аналаговые преобразователи (ЦАП).
- Изучение электросхем радиотехнических устройств.
- Радиоприемные и радиопередающие устройства. Изготовление простых устройств на микросхемах.
- Распространение радиоволн.
- Антенные устройства.
- Ремонт и настройка ралиоэлектронной аппаратуры.
- Микропроцессорная техника в радиоэлектронике.
- Решение занимательных задач по радиоэлектронике.
- Конкурс по скоростному монтажу.
- Экскурсии.
- Заключительное занятие.
Результаты программы:
При прохождении программы происходит формирование компетентности обучающихся в сфере самостоятельной познавательной деятельности:
- умение работать со справочной и технической литературой;
- умение использовать опыт эксплуатации технического устройства в качестве источника информации для осуществления оценки его эффективности;
- формирование образного технического мышления.
Формирование компетентности обучающихся в бытовой сфере:
- знание четкого определения областей применения отдельных инструментов и технических устройств,
- умение увидеть необходимость их использования в конкретной ситуации;
- знание правил техники безопасности работы с отдельными инструментами и техническими устройствами.
Формирование компетентности обучающихся в социально-трудовой сфере:
- умение выделять и осуществлять основные этапы проектной деятельности: постановку задачи, поиск решения, реализацию решения, оценку полученных результатов;
- умение прогнозировать затраты и результаты труда, выбирать оптимальный путь решения задачи;
- воспитание трудолюбия и культуры созидательного труда, ответственности за результаты своего труда.
Формирование компетентности в коммуникативной сфере:
- умение организовать совместную трудовую деятельность;
- умение объективно оценивать результаты своего и чужого труда;
- формирование позитивной самооценки, самоуважения;
- формирование ответственного отношения к профессиональному самоопределению.
Программа призвана научить обучающихся не только репродуктивным путем осваивать сложные трудоемкие приемы и различные виды работ, но и побудить к творческой деятельности, направленной на постановку и решение проблемных ситуаций при выполнении работ с использованием системно-деятельностного подхода в обучении.
Кто реализует программу:
Руководитель программы: Демидов Павел Алексеевич, педагог дополнительного образования МКУДО «Станция юных техников» г. Железногорск Курской области