Юный фенолог


«Юный фенолог»

Организатор: муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск

Место проведения: МКУДО «СЮН» г. Железногорск

Контакты: Лупачева Любовь Николевна, руководитель программы.

E-mail: syn@obr46.ru

О программе: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный фенолог» разработана на основе основной образовательной программы учреждения, определяющей на основе федерального государственного стандарта основные характеристики и организационно – педагогические условия получения образования определенного уровня с учетом вида и особенностей образовательного процесса в МКУДО «СЮН». Программа дополняет доступным спектром образовательной деятельности образовательные стандарты общего образования. 

Программа «Юный фенолог» по содержательной, тематической направленности является естественно-научной, по функциональному предназначению — учебно-познавательная, по форме организации — кружковой, по времени реализации трехгодичной.

Она предназначена для среднего звена (10 -14 лет), для детей интересующихся предметом и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической   подготовки по экологии, фенологии.  Содержание программы расширяет представления обучающихся о природе родного края, знакомит с животным и растительным миром, экологическими проблемами Железногорского района. В соответствии с ФГОС программа направлена на развитие личности ребенка, ее общей культуры и индивидуальных способностей, освоение социокультурных ценностей, организацию интеллектуального труда, содержательного досуга, формирование здорового образа жизни.

Программа реализуется с учетом возрастных особенностей, интересов, уровня образования.

Актуальность. Использование данной программы позволяет сделать акцент на приоритетном знании общечеловеческих ценностей, таких как бережное отношение к природе, любовь к окружающему миру, воспитание экологической культуры личности, что явилось предпосылкой к созданию программы «Юный фенолог».

Новизна программы «Юный фенолог» в том, что организация учебной деятельности строится на основе последовательности и преемственности школьного и дополнительного экологического образования. Такой подход позволяет углублять знания, полученные в общеобразовательной школе, развивает, углубляет их, поддерживает умственную работоспособность обучающихся, придает им эколого — валеологическую окраску, формирует заинтересованность детей к природе, представление о сезонном развитии природы и его закономерностях складывается из наблюдений за ходом развития отдельных его компонентов.

 Структура программы:

  1. Комплекс основных характеристик программы.

            1.1 Пояснительная записка.

            1.2. Учебный план стартового уровня (первый год обучения).

            1.3. Содержание учебного плана стартового уровня

            1.4 Оценка результатов стартового уровня

            1.5. Учебный план базового уровня (второй год обучения).

            1.6. Содержание учебного плана базового уровня

            1.7. Оценка результатов базового уровня

  1. Комплекс организационно-педагогических условий
  2. Список использованной литературы

 Результаты программы:

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный фенолог» предполагает овладение следующими  образовательными компетенциями:

личностные компетенции — формирование коммуникабельности, эмоциональной устойчивости, открытости, сознательности, доброжелательности;

привитие обучающимся в условиях экологических рисков социальных норм жизнедеятельности, культурных ценностей: нравственных и эстетических идеалов, норм и правил поведения, национальных традиций, социального, культурного и профессионального самоопределения;

метапредметные компетенции — обретение каждым ребенком универсальных умений и навыков исследовательской и проектной деятельности, извлечения необходимой информации из различных источников – текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда; осуществления поиска нужной информации по заданной теме в источниках разного типа; использования мультимедийных ресурсов и компьютерной технологии для обработки, передачи информации, подготовки презентаций;

предметные компетенции

обучающихсяся первого года обучения:

знания об осенних фенологических изменениях  в природе, сезонных изменениях  видового состава животных, сезонных метеорологических явлениях;

навыки: проведения сезонных наблюдений за растениями и животными  в природе и фиксирования результатов наблюдений в дневниках,  готовить растения к гербаризации.                                                           

обучающихся второго года обучения:

знания о сезонные изменения в жизни различных видов животных и растений, охраняемых животных нашей местности, основные закономерности роста и развития растений;

навыки: определения различных видов растений и животных в природе и в коллекциях,   работы с определителями и литературой; оформления зоологических и ботанических коллекций, исследовательской деятельности.

обучающихся третьего года обучения:

знания о методах полевых исследований животных в природе, об особенностях растительного мира Железногорского района, морфологии  и систематике отдельных видов, методологии их определения; многообразии животного мира Железногорского района, биологических особенностях различных систематических групп, методиках определения отдельных видов, редких и исчезающих видах животных;

навыки: ведения  фенологических наблюдений  животных по следам, учет на кормовых площадках, картирование размещения наземных позвоночных, оформления зоологических и ботанических коллекций, проектной деятельности, систематизации и анализа данных, оформления отчётов.

 Кто реализует программу: Лупачева Любовь Николаевна, педагог дополнительного образования муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск.