Лепка из солёного теста


«Лепка из солёного теста»

Организатор: муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск

Место проведения: МКУДО «СЮН» г. Железногорск

Контакты: Суханова Татьяна Борисовна, руководитель программы.

E-mail: syn@obr46.ru

О программе:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лепка из соленого теста» является программой художественной направленности спроектирована с учетом Распоряжения Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015 — 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21), в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.         2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», с учетом положений Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726 – р. и иных нормативных правовых документов.

Программа дополняет доступным спектром образовательной деятельности образовательные стандарты общего образования. 

Содержание дополнительной образовательной программы ориентировано на:

  • создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в естественнонаучной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие исследовательских навыков учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

Реализация дополнительной общеобразовательной программы «Аппликация из соленого теста» строится на следующих основаниях (Концепция, р. IV):

  • свободе выбора образовательной программы и режима ее освоения;
  • соответствия образовательной программы и формы дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
  • вариативности, гибкости и мобильности образовательной программы;
  • разноуровневости (ступенчатость) образовательной программы;
  • ориентации на метапредметные и личностные результаты образования;
  • творческом и продуктивном характере образовательной программы;
  • открытом и сетевом характере реализации.

Программа включает в себя такие разделы: материалы и инструменты, приготовление соленого теста, обработка соленого теста, способы изготовления изделий, фантазируем вместе, мир вокруг нас, новый год у ворот, мир вокруг нас, новый год у ворот, кухонные украшения, композиция по-своему замыслу.

Актуальность обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В результате работы возникает реальный привлекательный продукт: сувенир, подарок. Данная программа, обусловлена своей уникальностью и значимостью, т. к.   развивает эстетическое воспитание ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к народному творчеству. Она отражает общую тенденцию к возрождению популярности рукоделия, поиску инновационных техник, внесению новых веяний и тенденций в традиционные виды декоративно-прикладного искусства. Через приобщение детей к декоративно- прикладному творчеству оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры.

Программа соответствует потребностям детей и их родителей, так как ориентирована на разный уровень подготовленности учащихся. Гибкость и многоуровневая структура позволяют заниматься детям с различным уровнем психического и физического развития, и в то же время программа ориентирована на оказание помощи и поддержки одарённым и талантливым учащимся, поднимая всех на качественно новый уровень индивидуального развития. Программа является «зоной ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями.

Принципы обучения  по программе «Лепка из соленого теста»:

  • принцип воспитывающего обучения – в ходе учебного процесса    обучающемуся передаются не только знания, но и формируется его личность;
  • принцип связи обучения с практикой – учебный процесс строится так, чтобы дети использовали полученные теоретические знания в решении практических задач (причем не только в процессе обучения, но и в реальной жизни), а также умели анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды.
  • принцип систематичности и последовательности – содержание программы строится в определенной логике: изучаемый материал делиться на разделы и темы, каждая из которых имеет определенную методику изучения,  в каждой теме выделяются смысловой центр, основные понятия и идеи, продумывается последовательность изложения, при изучении учебного курса в целом устанавливается внешние и внутренние связи между фактами, законами, теориями;
  • принцип доступности – содержание и изучение учебного материала не вызывает у обучающихся интеллектуальных, моральных и физических перегрузок.
  • принцип наглядности – программный материал позволяет максимально включить все органы чувств ребенка, вовлечь их в восприятие на переработку полученной информации.
  • принцип сознательности и активности – обучающиеся имеют возможность самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность. По содержательной, тематической направленности программа является художественной.    

Новизна программы: заключается в том, что построена она так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимоотношений в области декоративно-прикладного творчества с жизнью, т.е. с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности.    Занятия декоративно-прикладным творчеством открывают пути познания народного мастерства, обогащают внутренний мир обучающихся.

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего «Я». 

Педагогическая целесообразность:

Педагогическая целесообразность программы заключена в эффективной организации образовательных, воспитательных и творческих процессов, основывающихся на единстве формирования сознания, восприятия и поведения детей в условиях социума.

В основе реализации программы лежит активный процесс взаимодействия педагога и воспитанников: в совместном общении выстраивается система жизненных отношений и ценностей в единстве с деятельностью.

Занятия этим видом творчества способствуют развитию мелкой моторики, развитию пространственного мышления, эстетического вкуса, воображения, фантазии, воспитанию усидчивости, аккуратности, трудолюбия.

Данная программа является эффективным средством для формирования творческой личности, ассоциативно-образного мышления и интуиции. А также является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры. Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.

Отличительные особенности программы:

Отличительной особенностью программы является применение педагогической технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (проблемное обучение, игровые технологии

Структура программы:

  1. Комплекс основных характеристик программы

               1.1. Пояснительная записка

               1.2. Цель и задачи программы

               1.3. Планируемые результаты освоения учащимися программы «Лепка из соленого теста»

               1.4. Система отслеживания и оценивания результатов

  1. Комплекс организационно-педагогических условий

               2.1. Учебный план стартового уровня обучения

               2.2. Содержание учебного плана стартового уровня

               2.3. Календарный учебный график первого года обучения (стартовый уровень)

               2.4. Условия реализации программы. Методическое обеспечение образовательного процесса I год обучения

               2.5. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы

  1. Список литературы

Результаты программы:

Личностные результаты:

  • формирование и развитие художественного вкуса, интереса к художественному искусству и творческой деятельности;
  • формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей национальной принадлежности в процессе изготовления творческих изделий;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с национальным творчеством разных стран и эпох;
  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование мотивации к художественному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности художественно-творческой деятельности учащихся.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

обучающиеся научатся:

  • сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач;
  • находить необходимую для выполнения работы информацию в различных источниках и анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, эскизы, рисунки, схемы, модели);
  • сравнивать, характеризовать и оценивать возможности её использования в собственной деятельности;
  • анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
  • выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
  • использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;
  • обучающиеся получат возможность:
  • реализовывать собственные творческие замыслы;
  • удовлетворять потребность в культурно — досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.

Регулятивные УУД:

обучающиеся научатся:

  • планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью, устанавливая причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатом и прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов;
  • осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
  • самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы.

обучающиеся получат возможность:

  • формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной деятельности;
  • действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск с учётом имеющихся условий.

Коммуникативные УУД:

обучающиеся научатся:

  • организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь;
  • формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
  • проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы, комментировать и оценивать их достижения в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания.

обучающиеся получат возможность:

  • совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый опыт в ходе занятий.

Предметные результаты:

к концу первого года обучения обучающиеся обладают следующими знаниями и умениями;

  • правила безопасности труда при работе с инструментами;
  • основные инструменты и материалы, необходимые для работы;
  • историю декоративно-прикладного творчества, представленного в программе;
  • соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены;
  • соблюдать правила организации рабочего места;
  • технические навыки подготовки соленого теста к работе, технику сушки соленого теста, сочетание основных цветов, технику изготовления плоской аппликации из теста;
  • делать эскиз к поделке, изготовлять простейшие аппликации из теста и раскрашивать их;
  • передавать цвет, пространственное расположение предметов и их форму
  • уметь изображать несколько предметов, объединяя их в композицию, передавать различное положение предметов их связь и действия.
  • мастеров народного творчества Железногорского района, виды народных промыслов Курского края.
  • оформлять готовые изделия;
  • определять качество выполняемых работ и изготавливаемых изделий.

Кто реализует программу: Суханова Татьяна Борисовна, педагог дополнительного образования     муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск.