Радужная фантазия


«Радужная фантазия»

Организатор: муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск

Место проведения: МКУДО «СЮН» г. Железногорск

Контакты: Желудева Олеся Владимировна, руководитель программы.

E-mail: syn@obr46.ru

О программе: Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Радужная фантазия» — художественная.

Программа предназначена для обучающихся 5-7 лет и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки к изобразительному искусству и трудовому воспитанию. Она нацелена на формирование культуры творческой личности, на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого, ориентирована на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

Содержание программы расширяет представления обучающихся о видах, жанрах, стилях изобразительного искусства, знакомит с различными  техниками рукоделия,  направлениями, особенностями и художественными стилями в декоративном творчестве, материалами и особенностями техники декоративно-прикладного творчества, формирует чувство гармоничного единства с природой и народными традициями и способствует развитию эстетического вкуса.   

Актуальность данной Программы заключается в том, что занятия создают ситуацию успеха для каждого ребенка. Дети, вовлеченные в процесс трудовой деятельности, получают удовлетворение результатами своей работы, которую оценивают на конкурсах разного уровня.

Учебные занятия по разделам Программы предоставляют возможность развитию мелкой моторики, ручной умелости, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, приучают к точным движениям пальцев под контролем сознания, развивают творческие способности детей. Учитывая психологические особенности ребенка и то, что творчество – дело кропотливое, требующее терпения и усидчивости, первые занятия направлены на то, чтобы заинтересовать, увлечь ребенка. Постепенно учащиеся втягиваются в творческий процесс и способны заниматься кропотливой работой, выполняя более сложные изделия. Главное на этом этапе – помочь ребенку увидеть, представить конечный результат, который может отличаться от образца.

 Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением и изготовлением открыток, сувениров, поделок, которые могут служить подарками близким. Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе и с природными, а так же на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ.

В основе формирования способности к изобразительному искусству лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью.

Новизна дополнительной образовательной программы – в том, что содержание программы направлено на развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных возможностей, позволяющих ему самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности. Программа акцентирует внимание не только на овладение системой дополнительных знаний, но и на воспитательный и нравственный аспекты в работе с воспитанниками. в структуру Программы включено изучение нескольких техник декоративно-прикладного искусства. Интеграция со смежными дисциплинами – историей, основами композиции, основами цветоведения – значительно расширяет кругозор учащихся и способствует углублению знаний по предметам. Реализация творческого потенциала ведется через активное участие в выставках, конкурсах, благотворительных акциях и в других мероприятиях. В работе с детьми применяется деятельностный подход, который учит применять в быту навыки изготовления изделий с использованием пластилина, в техниках оригами и бисероплетения, рисования манной крупой, результатом чего становятся подарки к праздникам, сувенирные украшения для дома  и т.д.

Педагогическая целесообразность программы заключается в развитие индивидуальности каждого ребенка средствами взаимодействия различных форм основного и дополнительного образования в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором.

Через приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству, оказывается влияние на формирование творческой личности и воспитание дошкольников.

Педагогическая целесообразность Программы обусловлена тем, что занятия направлены на:

  • Создание условий для воспитания и творческого развития личности учащегося.
  • Развитие: памяти, мышления, внимания, воображения и веры в конечный результат.
  • Развитие мотивации личности учащегося к познанию и творчеству.
  • Совершенствование трудовых навыков и творческой самостоятельности детей через участие в конкурсах и выставках.
  • Знакомство с разными художественными видами работ и техник.

Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной программы заключается в оптимальном и сбалансированном отборе содержания в соответствии с возрастом учащихся и их творческими возможностями, в методике обучения, применении эффективных форм и методов обучения, воспитания и развития детей, в системе контроля за результативностью учебного процесса.

Обучение происходит по спиральному принципу. При необходимости ребенок сам может выбирать в какой технике ему интереснее работать. При выполнении работ мы возвращаемся к пройденным техникам. Это позволяет не заскучать учащимся при изучении материала и использовать любую из них для выполнения конкурсных работ.

Структура программы:

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание программы
  3. Цель и задачи программы
  4. Форма реализации образовательной деятельности программы
  5. Учебный план 1-го года обучения
  6. Содержание учебного плана 1-й год обучения
  7. Учебный план 2-го года обучения
  8. Содержание учебного плана 2-й год обучения
  9. Планируемые результаты освоения учащимися программы
  10. Календарный учебный график 1-й год обучения
  11. Календарный учебный график 2-й год обучения
  12. Условия реализация программы
  13. Принципы обучения по программе
  14. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы «Радужная фантазия»
  15. Оценочные материалы
  16. Список литературы

Результаты программы:

Предметные результаты

Знать / понимать:

  • термины основных изучаемых понятий;
  • назначение и свойства материалов;
  • назначение применяемых ручных инструментов;
  • виды, приемы и последовательность выполнения операций.

Метапредметные результаты

Уметь:

  • рационально организовывать рабочее место;
  • изготовить простую работу в технике оригами, бисероплетения, лепки.
  • выбирать материалы и инструменты для выполнения работ;
  • выполнять операции с использованием ручных инструментов;
  • соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами.

Обучающиеся получат возможность для формирования личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных УУД.

В сфере личностных УУД планируются следующие результаты:

  • положительное отношение к учению;
  • желание приобретать новые знания;
  • организации индивидуальной и трудовой деятельности;
  • создания изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов;
  • обеспечения безопасности труда;
  • способность оценивать свои действия.

В сфере познавательных УУД:

  • соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены;
  • соблюдать правила организации рабочего места;
  • соблюдать правила бережного использования бумаги и ниткам;
  • эстетически относиться к окружающему миру и самому себе;
  • анализировать информацию, полученную из разных источников;
  • научатся различным приемам работы с бумагой, нитками и бисером;
  • будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами, способы лепки рельефных фигур, способы низания бисера на леску;
  • научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;
  • будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами и бисероплетения.

В сфере регулятивных УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • работать по плану;
  • адекватно оценивать свои достижения.

В сфере коммуникативных УУД:

  • вести диалог с педагогом дополнительного образования и одногруппниками;
  • формулировать и задавать вопросы;
  • слушать и отвечать на вопросы других;
  • высказывать свою точку зрения;
  • работать в парах и рабочих группах.

Кто реализует программу: Желудева Олеся Владимировна, педагог дополнительного образования муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск.