Наш лес


«Наш лес»

Организатор: муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск

Место проведения: МКУДО «СЮН» г. Железногорск

Контакты: Винакурова Жанна Ивановна, руководитель программы.

E-mail: syn@obr46.ru

О программе:

Изучение  особенностей  своего региона имеет очень важное значение, позволяющее успешно решать основные образовательные и воспитательные задачи  ряда  учебных предметов. Сегодня в период активной модернизации образования, реализации региональной политики в области образования, изучение своего региона приобрело стратегическое значение.

Изучая на уроках краеведческий материал, учащиеся получают лишь минимальные теоретические знания, а число программных экскурсий сведено почти к нулю.

Программа «Наш лес» по функциональному предназначению является учебно – познавательной, по форме организации – кружковой, по времени организации -2 годичной.

Актуальность и значимость данной программы обусловлена тем, что она является составной частью системы естественнонаучного образования. Лес — один из основных типов растительного покрова Земли, оказывает огромное влияние на окружающую среду, имеет ценность для каждого человека. Вместе с тем велики темпы сокращения площади лесов мира ( за историю цивилизации она сократилась на 40 -50%). Ведущим фактором сокращения лесных площадей является антропогенная деятельность, в том числе промышленная вырубка, пожары, рекреационная деятельность. Обезлесение стало глобальной экологической проблемой.

Естественнонаучная направленность программы является важным аспектом во всестороннем развитии личности учащегося. Все теоретические и практические занятия в объединении призваны дополнить и углубить знания о родном крае,  о его  экологическом состоянии, развивая при этом исследовательские навыки у учащихся. Одна из важнейших особенностей программы – вовлечение учащихся в природоохранную деятельность. Экскурсии и практические работы проводятся на малой экологической тропе в урочище «Устье — Воронка» в юго-западной части г. Железногорска на станциях «Берёзовая роща», «Родник», «Пойма р. Погарщина», «Овраг».

Программа направлена на приобретение учащимися: знаний,  умений и навыков, необходимых для практической деятельности по охране природы  родного края.

Новизна данной программы заключается в том, что она имеет особые практические подходы решения проблем дополнительного экологического образования и воспитания (обучающие экскурсии, подготовка проектов), а также личностно-ориентированные формы диагностики и подведения итогов реализации программы.

Изучение  своего региона имеет очень важное значение, позволяющее успешно решать основные образовательные и воспитательные задачи таких учебных предметов как окружающий мир и краеведение, географии и биологии.

Практическая значимость. Программа является интегрированной и в ходе ее реализации у учащихся  формируется  бережное отношение к природе, они знакомятся с реальными экологическими проблемами современной жизни; также  программа  способствует  целостному воспитанию подрастающего поколения.

Отличительной особенностью данной программы является комплекс методик по совместной опытно-исследовательской деятельности учащегося и педагога дополнительного образования. Программа способствует самообразованию учащихся; учит поэтапно планировать свою деятельность, работать со справочной литературой, проводить наблюдения и опыты, а также объяснять происходящие в природе явления и процессы.

Структура программы:

  1. Пояснительная записка
  2. Учебный план.
  3. Содержание программы.
  4. Методическое обеспечение.
  5. Список литературы.

Результаты программы:

— повысить уровень знаний  учащихся  по естественным наукам  на примере изучения лесных сообществ;

— научить анализировать, сравнивать, обобщать полученный материал;

— оценивать экологическую ситуацию своей местности и понимать важность применения правил природоохранного поведения в повседневной деятельности;

—  научить работе с литературными источниками  в библиотеке,  сети Интернет; составлять отчеты, оформлять исследовательские и проектные работы;

— развивать у  учащихся  логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи с ранее изученным материалом;

— способствовать творческому развитию учащихся;

— воспитывать бережное отношение к историческому наследию и природным богатствам своей малой Родины;

совершенствовать духовно-нравственное воспитание учащихся при работе в коллективе.

Кто реализует программу:

Винакурова Жанна Ивановна, педагог дополнительного образования муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск.