Наш лес


«Наш лес»

Организатор: муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск

Место проведения: МКУДО «СЮН» г. Железногорск

Контакты: Винакурова Жанна Ивановна, руководитель программы.

E-mail: syn@obr46.ru

О программе:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наш лес» спроектирована с учетом: Конституции Российской Федерации; Конвенции о правах ребенка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989г.; Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 04.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации»; Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р); Распоряжения Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015 — 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21); Приказом Министерства  просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196      «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», иных нормативных правовых документов. Закон Курской области «Об образовании» от 09.12.2013 № 121-ЗКО; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (от 29.05.2015 №996-р); Письмом Минобрнауки от 18.11.2015. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разно уровневые программы)».

Изучение  особенностей  своего региона имеет очень важное значение, позволяющее успешно решать основные образовательные и воспитательные задачи  ряда  учебных предметов: природоведение, ботаника, зоология, биология, география, краеведение, экология, лесоведение, лесная энтомология, лесные культуры, обществознание, математика. Сегодня в период активной модернизации образования, реализации региональной политики в области образования, изучение экологического состояния лесных массивов своего региона приобрело стратегическое значение.

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Наш лес» — естественнонаучна, предназначена для детей 7-11 лет.

Актуальность образовательной программы обусловлена тем, что она  соответствует основным направлениям социально-экономического развития страны, социальному заказу родителей и детей; ориентирована на последовательное расширение знаний, умений и навыков по изучению жизни растений и животных, взаимосвязи организмов и окружающей среды, значения в природе и жизни человека, на профессиональное самоопределение обучающихся.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что содержание программы направлено на реализацию общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания. Основное внимание в этом процессе акцентируется на целостном и междисциплинарном подходе к развитию у  обучающихся знаний и умений, необходимых для улучшения качества окружающей природной среды.

Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  «Наш лес» в том, что она ориентирована на постоянное и систематическое взаимодействие обучающихся с живой природой. Дети окружены растениями и животными, вокруг которых организуется различная деятельность. Они чувствуют и познают природу, уникальность живого на примере самой природы. Материал программы ориентирует на развитие у обучающихся гуманного отношения к живым существам.

Практическая значимость. Содержание программы расширяет представления обучающихся о лесных сообществах родного края, животном и растительном мире, сезонных явлениях, о существующих взаимосвязях в природе, обучает правилам  поведения  в природе, что в дальнейшем поможет сформировать  экологически грамотное подрастающее поколение, имеющее представление о рациональном лесопользовании.

 Структура программы:

  1. Комплекс основных характеристик программы.

          1.1 Пояснительная записка.

          1.2. Учебный план стартового уровня (первый год обучения).

          1.3. Содержание учебного плана стартового уровня

          1.4 Оценка результатов стартового уровня

          1.5. Учебный план базового уровня (второй год обучения).

          1.6. Содержание учебного плана базового уровня.

          1.7. Оценка результатов базового уровня.

  1. Комплекс организационно-педагогических условий
  2. Список использованной литературы

 Результаты программы:

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Наш лес» предполагает овладение следующими  образовательными компетенциями:

личностные компетенции — формирование коммуникабельности, эмоциональной устойчивости, открытости, сознательности, доброжелательности;

привитие обучающимся в условиях экологических рисков социальных норм жизнедеятельности, культурных ценностей: нравственных и эстетических идеалов, норм и правил поведения, национальных традиций, социального, культурного и профессионального самоопределения;

метапредметные компетенции – дети используют наблюдение, как способ познания: способны принять цель наблюдения, ставить её самостоятельно;

  • Сравнивают характерные и существенные признаки объектов природы с помощью предметных, обобщающих моделей;
  • Составляют творческие рассказы, экологические сказки о явлениях природы;
  • Используют модель в качестве плана рассказа, доказательно строят суждение;
  • Самостоятельно устанавливают причинно-следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий их существования;
  • Имеют сформированное экологическое мышление, умеют выбирать наиболее оптимальный способ решения экологической задачи в социально-практической деятельности;
  • Имеют представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов;
  • Владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности

предметные компетенции — проявление интереса к объектам природы своего ближайшего окружения, оценивание их «самочувствия», исходя из условий обитания;

  • самостоятельное наблюдение за объектами природы и фиксирование своих наблюдений при помощи условных знаков: рисунков, коллажей, рассказов-описаний;
  • проявление желания заботиться о живых объектах природы; желания помогать сверстникам, родителям, педагогу;
  • стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;
  • использование полученных знаний в повседневной жизни;

Знание особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри  природных сообществ.

 Кто реализует программу: Винакурова Жанна Ивановна, педагог дополнительного образования муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск.