Наш лес (адаптированная)


«Наш лес» (адаптированная)

Организатор: муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск

Место проведения: МКУДО «СЮН» г. Железногорск

Контакты: Винакурова Жанна Ивановна, руководитель программы.

E-mail: syn@obr46.ru

О программе:

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Наш лес» естественнонаучной направленности, предназначенная для детей с ограниченными возможностями здоровья, составлена на основе дополнительной общеобразовательной программы «Наш лес» и адаптирована для обучения ребенка-инвалида с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Наш лес» направлена на расширение образовательных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и  решает задачи реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки, их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций.

Она предназначена для обучающихся 6- 10 лет  гуманитарного профиля и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по  окружающему миру.

Программа написана с учетом нормативно-правовых актов, регламентирующих содержание образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание программы нацелено на формирование целесообразной деятельности ребёнка, стимулирующей самопознание, самообразование, самореализацию личности. Содержание программы расширяет представления обучающегося о природе родного края, знакомит с животным и растительным миром, формирует чувство любви и гармонии с окружающей средой.

Железногорский район находится в зоне активного вмешательства человека в природу. Это и МГОК с его железорудными разработками, авария на Чернобыльской АЭС, в результате которой мы попали в зону загрязнения радиоактивными элементами, другие городские предприятия, автотранспорт. Все это в совокупности сильный антропогенный прессинг на природные комплексы района. Не случайно один из трех проблемных районов Курской области это Железногорский район. Поэтому возникла необходимость давать детям экологические знания, для правильного понимания природоохранных вопросов, которые в конечном итоге затрагивают интересы всех проживающих здесь людей.

Актуальность образовательной программы обусловлена отсутствием адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей — инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, ориентирующих на последовательное расширение знаний умений и навыков по изучению жизни растений и животных , взаимосвязи организмов и окружающей среды, значение в природе и жизни человека.

Отличительные особенности адаптированной дополнительной общеобразовательной программы «Наш лес» заключаются в том, что при реализации программы используются различные образовательные технологии, делается акцент на изучение народного фольклора ( приметы, пословицы и поговорки).

Важным компонентом программы является создание условий для адаптации ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата  в группе сверстников, детско-взрослом сообществе, организация занятий  направленных на раскрытие творческого потенциала ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их достижений, продуктов их деятельности.

Ребёнок получает умения и навыки проведения  краткосрочных ( до 1 месяца) и долгосрочных ( до1 года) опытов с растениями.

В учебном процессе используются раздаточные материалы, пособия, дидактические материалы, компьютерные инструменты, отвечающие особым образовательным потребностям ребенка, и позволяющие реализовывать выбранный вариант обучения.При реализации программы учитывается возможность перерывов во время    занятий для проведения необходимых медико-профилактических процедур;

  • соблюдение максимально допустимого уровня нагрузок;
  • соблюдение комфортного режима образования в том числе ортопедического режима;
  • создание благоприятной ситуации для развития возможностей ребенка справляться с тревогой, усталостью, пресыщением и перевозбуждением;
  • обеспечение обстановки сенсорного и эмоционального комфорта.

Структура программы:

  1. Пояснительная записка
  2. Учебный план.
  3. Содержание программы.
  4. Методическое обеспечение.
  5. Список литературы.

Результаты программы:

Реализация дополнительной общеобразовательной программы «Наш лес» предполагает овладение следующими  образовательными компетенциями:

Личностные компетенции:

адаптация ребенка к условиям детско-взрослой общности;

— удовлетворенность ребенком своей деятельностью в объединении дополнительного образования, повышение творческой активности ребенка, проявление инициативы и любознательности;

— формирование ценностных ориентаций;

— формирование мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и педагогами;

— навыки в изложении своих мыслей, взглядов;

— навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях, толерантное отношение;

— развитие жизненных.

Социальных компетенций, таких как: автономность (способность делать выбор и контролировать личную и общественную жизнь); ответственность (способность принимать ответственность за свои действия и их последействия); мировоззрение (следование социально значимым ценностям); социальный интерес (способность интересоваться другими и принимать участие в их жизни; готовность к сотрудничеству и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных обстоятельствах; склонность человека давать другим больше, чем требовать); патриотизм и гражданская позиция (проявление гражданско- патриотических чувств); культура целеполагания (умение ставить цели и их достигать, не ущемляя прав и свобод окружающих людей); умение «презентовать» себя и свои проекты).

Метапредметные компетенции обретение универсальных умений и навыков  проектной  деятельности, извлечения необходимой информации из различных источников – текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда;

Предметные компетенции первого года обучения:

 знания:

  • природные, климатические условия Курской области;
  • особенности растительного и животного мира Курской области, многообразие животного мира Курской области,

умения:

  • определять различные виды растений и животных в природе и в коллекциях;  
  • проводить биологические наблюдения, анализировать, систематизировать данные, анализировать и делать выводы;
  • понимать и чувствовать природу, знать экологические проблемы родного края;

Второго года обучения:

знания:

  • природные, климатические условия Железногорского района;
  • многообразие животного и растительного мира Железногорского района, умения:
  • определять различные виды растений и животных в природе и в коллекциях,  
  • работать с  литературой;
  • проводить биологические исследования,  анализировать, систематизировать данные, анализировать и делать выводы,
  • понимать и чувствовать природу, знать экологические проблемы родного края.

Кто реализует программу:

Винакурова Жанна Ивановна, педагог дополнительного образования муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск.