«Наш лес» (адаптированная)
Организатор: муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск
Место проведения: МКУДО «СЮН» г. Железногорск
Контакты: Винакурова Жанна Ивановна, руководитель программы.
E-mail: syn@obr46.ru
О программе:
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наш лес» спроектирована с учетом: Конституции Российской Федерации; Конвенции о правах ребенка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989г.; Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р); Распоряжения Правительства РФ от 24.04.2015 № 729-р «План мероприятий на 2015 — 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», иных нормативных правовых документов. Закон Курской области «Об образовании» от 09.12.2013 № 121-ЗКО; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (от 29.05.2015 №996-р); Письмом Минобрнауки от 18.11.2015. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разно уровневые программы)».
Направленность программы: естественнонаучная.
Образовательная деятельность по программе направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальныхпотребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном развитии;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско — патриотического, трудового воспитания обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся.
Актуальность адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Наш лес» в том, что в современных условиях реализации она способствует повышению результативности и эффективности экологического обучения, развивает знания о взаимодействии человека и природы, способствует развитию эмоциональной и волевой сферы обучающихся, воспитывает экологическую ответственность у молодого поколения.
Отличительные особенности адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Наш лес» заключаются в том, что при реализации программы выделяются индивидуальные образовательные маршруты, делается акцент на изучение русского народного фольклора (народные приметы, пословицы и поговорки о природе, о природных явлениях).
Важным компонентом программы является создание условий для адаптации детей с задержкой психического развития в группе сверстников, детско-взрослом сообществе, организация занятий направленных на раскрытие творческого потенциала обучающихся, реализацию их потребности в самовыражении, а также использование адекватных возможностям обучающихся способов оценки их достижений, продуктов их деятельности.
У обучающихся формируются умения и навыки проведения краткосрочных (до 1 месяца) и долгосрочных (до 1 года) опытов с растениями.
Структура программы:
- Комплекс основных характеристик программы.
1.1 Пояснительная записка.
1.2. Учебный план стартового уровня (первый год обучения).
1.3. Содержание учебного плана стартового уровня
1.4 Оценка результатов стартового уровня
- Комплекс организационно-педагогических условий
- Список использованной литературы
Результаты программы:
Реализация адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Наш лес» предполагает овладение следующими образовательными компетенциями:
личностные компетенции — адаптация ребенка к условиям детско-взрослой общности;
- удовлетворенность ребенком своей деятельностью в объединении дополнительного образования, повышение творческой активности ребенка, проявление инициативы и любознательности;
- формирование ценностных ориентаций;
- формирование мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и педагогами;
- навыки в изложении своих мыслей, взглядов;
- навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях, толерантное отношение;
- развитие жизненных, социальных компетенций, таких как: автономность (способность делать выбор и контролировать личную и общественную жизнь); ответственность (способность принимать ответственность за свои действия и их последействия);
- мировоззрение (следование социально значимым ценностям);
- социальный интерес (способность интересоваться другими и принимать участие в их жизни;
- готовность к сотрудничеству и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных обстоятельствах; склонность человека давать другим больше, чем требовать);
- патриотизм и гражданская позиция (проявление гражданско- патриотических чувств);
- культура целеполагания (умение ставить цели и их достигать, не ущемляя прав и свобод окружающих людей);
- умение «презентовать» себя и свои проекты).
метапредметные компетенции — обретение универсальных умений и навыков проектной деятельности, извлечения необходимой информации из различных источников – текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда;
предметные компетенции:
знания — природные, климатические условия Курской области; особенности растительного и животного мира Курской области, многообразие животного мира Курской области,
умения: определять различные виды растений и животных в природе и в коллекциях; проводить биологические наблюдения, систематизировать данные, анализировать и делать выводы; понимать и чувствовать природу, знать экологические проблемы родного края;
Кто реализует программу: Винакурова Жанна Ивановна, педагог дополнительного образования муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск.