Лесовичок


«Лесовичок»

Организатор: муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск

Место проведения: МКУДО «СЮН» г. Железногорск

Контакты: Винакурова Жанна Ивановна, руководитель программы.

E-mail: syn@obr46.ru

О программе:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лесовичок» спроектирована с учетом Распоряжения Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015 — 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21); в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства  просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», иных нормативных правовых документов.

Обострение экологической проблемы в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе. Предшествующий опыт образовательных организаций подтверждает возможность и необходимость приложения идей устойчивого развития в полезной природоохранной  деятельности подрастающего поколения. Важно помочь каждому ребёнку осознать его личную роль в воплощении идей устойчивого  развития,  под  которым понимается улучшение качества жизни, при котором не превышаются возможности жизнеобеспечивающих экосистем.

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Лесовичок» — естественнонаучная.

Она предназначена для детей 6-7 лет. Содержание программы расширяет представления детей о природе родного края, знакомит с животным и растительным миром, сезонными явлениями, деятельностью человека в природе.

Актуальность образовательной программы обусловлена тем, что она  соответствует основным направлениям социально-экономического развития страны, социальному заказу родителей и детей; ориентирована на последовательное расширение знаний умений и навыков по изучению жизни растений и животных, взаимосвязи организмов и окружающей среды, значения в природе и жизни человека.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что содержание программы направлено на реализацию общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.

Основным содержанием программы является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых природных сообществ, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых. Содержание программы позволяет индивидуально подходить к детям, регулируя на каждом этапе объем и глубину решения поставленных задач. Упор в программе сделан на наблюдения, опытническую работу и продуктивную деятельность детей в природе.

Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Лесовичок» в том, что она ориентирована на постоянное и систематическое взаимодействие детей с живой природой. Дошкольники окружены растениями и животными, вокруг которых организуется различная деятельность. Дети чувствуют и познают природу, уникальность живого на примере самой природы – тех ее представителей, которые стационарно проживают в непосредственной близости от детей и составляют их повседневное предметное окружение в развивающей эколого-предметной среде детского сада и уголка живой природы МКУДО «СЮН». Материал программ ориентирует на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за обитателями уголка природы.

Содержание программы в течение учебного года постепенно усложняется, наращивается объем знаний, впечатлений, интеллектуальных и практических умений. Каждая тема в начале года представлена элементарно просто, неоднократно повторяется в течение учебного года, в конце года дети уже имеют некоторую систему представлений, на основе которых их можно подвести к первоначальным обобщениям.

 Структура программы:

1. Комплекс основных характеристик программы.

     1.1 Пояснительная записка

     1.2. Учебный план стартового уровня (первый год обучения).

     1.3. Содержание учебного плана стартового уровня

     1.4 Оценка результатов стартового уровня

2. Комплекс организационно-педагогических условий

3. Список использованной литературы

Результаты программы:

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Лесовичок» предполагает овладение следующими  образовательными компетенциями:

личностные компетенции — формирование коммуникабельности, эмоциональной устойчивости, открытости, сознательности, доброжелательности;

привитие обучающимся в условиях экологических рисков социальных норм жизнедеятельности, культурных ценностей: нравственных и эстетических идеалов, норм и правил поведения, национальных традиций, социального, культурного и профессионального самоопределения;

метапредметные компетенции – дети используют наблюдение, как способ познания: способны принять цель наблюдения, ставить её самостоятельно;

Сравнивают характерные и существенные признаки объектов природы с помощью предметных, обобщающих моделей;

Составляют творческие рассказы, экологические сказки о явлениях природы;

Используют модель в качестве плана рассказа, доказательно строят суждение;

Самостоятельно устанавливают причинно-следственные связи на основе понимания зависимости жизнедеятельности живых существ от условий их существования;

Имеют сформированное экологическое мышление, умеют выбирать наиболее оптимальный способ решения экологической задачи в социально-практической деятельности;

Имеют представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов;

Владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности предметные компетенции:

  • проявление интереса к объектам природы своего ближайшего окружения, оценивание их «самочувствия», исходя из условий обитания;
  • самостоятельное наблюдение за объектами природы и фиксирование своих наблюдений при помощи условных знаков: рисунков, коллажей, рассказов-описаний;
  • проявление желания заботиться о живых объектах природы; желания помогать сверстникам, родителям, педагогу;
  • стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;
  • использование полученных знаний в повседневной жизни;
  • знание особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри  природных сообществ.

 Кто реализует программу: Винакурова Жанна Ивановна, педагог дополнительного образования муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск.