Шустрые пальчики


«Шустрые пальчики»

Организатор: муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск

Место проведения: МКУДО «СЮН» г. Железногорск

Контакты: Славуцкая Ида Григорьевна, руководитель программы.

E-mail: syn@obr46.ru

О программе: В последние десятилетия ведущие психологи, педагоги, медики разных стран все чаще поднимают вопрос об огромной роли раннего привлечения детей к рукотворному труду в дальнейшем развитии их умственных способностей, духовного и физического здоровья. Поэтому в педагогике сейчас все активнее рассматривается вопрос о необходимости возрастного смещения усиленного развития творческой деятельности детей с подросткового возраста (10-15 лет) на  младший школьный возраст (6-10 лет) и на возраст дошкольного детства (3-6 лет). Особенно это касается современных детей, с раннего детства проводящих много времени перед экранами и мониторами. Выполнение кропотливой творческой ручной работы по мнению детских врачей и психологов активно развивает не только мелкую моторику пальцев рук, но и способствует укреплению глазодвигательного нерва, который в свою очередь оказывает влияние на функционирование желез внутренней секреции.

Данная программа по содержательной и тематической направленности является художественной:

  • по функциональному предназначению – прикладной;
  • по форме организации – кружковой;
  • по времени реализации —  двухгодичной.

Участники программы:

Дети  дошкольного и младшего школьного возраста (5-10 лет)

Учитывая  специфику возрастной психологии детей дошкольного и младшего школьного возраста (быстрая утомляемость, стремление к частой смене рода деятельности), программа разделена на несколько разделов по блочному принципу. Каждый раздел – это отдельный образовательный блок по обучению конкретному виду конструктивной деятельности (работа в технике Изонить», работа с природными материалами, работа с бумагой в технике «Оригами», работа с солёным тестом).

 Содержание программы нацелено:

  • на формирование творчески развитой личности;
  • на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество;
  • на укрепление физического, психологического здоровья и интеллектуального развития  обучающихся.

 Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью.

Дети могут применять полученные знания и практический опыт при выполнении разнообразных творческих работ. Работа с разными материалами является такой продуктивной деятельностью, в результате которой дети не просто создают разнообразные поделки, выполняя плоскостные и объемные композиции, но и выражают свое отношение к окружающему миру.

 Новизна программы заключается в том, что для решения задач  обучения и воспитания  предусматривается интеграция нескольких видов деятельности по специализациям разного профиля (конструирование с использованием разнообразных материалов и техник). Интегрированное обучение позволяет педагогу открывать детям новые  пути познания красоты и гармонии окружающей природы, обогатить их внутренний мир. В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на реализацию новых  идей и создание новых разработок, но и на самосознание, открытие и развитие своего внутреннего «Я».

Такая организация педагогической деятельности определяет педагогическую целесообразность  программы, т. к. активно способствует  повышению результативности и эффективности эстетического обучения, развивает практические навыки и умения, воспитывает трудолюбие, целеустремленность, толерантность и коммуникабельность в общении.

 Работа по программе предполагает также связь с родителями в виде индивидуальных бесед, тестирования и анкетирования, совместных  занятий, консультаций, мастер-классов  и праздников, участие в экскурсионной деятельности, приглашение на тематические и отчетные выставки.  Это помогает родителям лучше узнать внутренний мир своих детей,  гармонизировать отношения в семье.

 Структура программы:

  1. Пояснительная записка
  2. Учебный план первого года обучения.
  3. Содержание учебного плана первого года обучения.
  4. Календарный учебный график первого года обучения.
  5. Учебный план второго года обучения.
  6. Содержание учебного плана второго года обучения.
  7. Календарный учебный график второго года обучения.
  8. Методическое обеспечение программы.
  9. Методическое обеспечение образовательного процесса.
  10. Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеразвивающей программе
  11. Протоколы аттестации обучающихся
  12. Методические материалы.
  13. Глосарий.
  14. Список литературы

Результаты программы:

Правила техники безопасности при выполнении всех видов работ.

Основные правила работы с нитяной графикой.

При работе со схемами нитяной графики — прямой и обратный счет от 1 до 10.

Основные правила работы с природными материалами.

Основные правила работы в технике «Оригами».

Правила техники безопасности при выполнении всех видов работ.

Основные приемы работы:

  • в технике «Изонить»;
  • в технике «Оригами»;
  • с соленым тестом;
  • с природными материалами.

При работе со схемами нитяной графики — прямой и обратный счет от 1 до 20.

Основные термины по всем разделам программы.

Работать с инструментами: ножницами, иголкой, шилом, клеем, красками, кисточкой.   

Различать плоские геометрические и объемные фигуры.

Выполнять:

  • простые базовые фигуры и несложные фигурки в технике «Оригами»;
  • простые работы в технике «Изонить»;
  • поделки из минимального количества природных материалов.

Самостоятельно контролировать разнообразные виды геометрического и цветового решения работы.

Составлять художественно-декоративные композиции, используя свои наблюдения за окружающей природой.

Выполнять:

  • поделки с использованием большого разнообразия природных материалов;
  • плоские и объемные работы из соленого теста;
  • работы в технике «Изонить» с использованием всех базовых видов заполнения угла и круга;
  • работы  в технике «Оригами» средней сложности.

 Кто реализует программу: Славуцкая Ида Григорьевна, педагог дополнительного образования муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск.