Креативное рукоделие


«Креативное рукоделие»

Организатор: муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск

Место проведения: МКУДО «СЮН» г. Железногорск

Контакты: Алексеева Анна Владимировна, руководитель программы.

E-mail: syn@obr46.ru

О программе:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Креативное рукоделие» спроектирована с учетом Распоряжения Правительства РФ от 24 апреля 2015 г. № 729-р «План мероприятий на 2015 — 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21), в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,  с учетом положений Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726 – р. и иных нормативных правовых документов.

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – художественная.

Актуальность образовательной программы обусловлена тем, что она  соответствует основным направлениям социально-экономического развития страны, социальному заказу родителей и детей; ориентирована на последовательное расширение знаний, умений и навыков основ ручного шитья, колористики, изготовления интерьерных игрушек, декупажа, скрапбукинга и кардмейкинга, бумагопластики и папье-маше, лепки, ассамбляжа и конструирования, флористики.

Новизна программы:

  • программа «Креативное рукоделие» позволяет одновременно осваивать несколько смежных направлений декоративно-прикладного искусства по принципу «от простого к сложному», что предоставляет больше возможностей для творческой самореализации учащихся;
  • в основе программы лежит приобщение детей к инновационным формам и видам современного рукоделия, не отходя от истоков декоративно-прикладного искусства;
  • в тесном переплетении различных техник и стилей современного прикладного творчества.

Педагогическая целесообразность: программы заключается в эффективной организации образовательных, воспитательных и творческих процессов, основывающихся на единстве формирования сознания, восприятия и поведения детей в условиях социума.

В основе реализации программы лежит активный процесс взаимодействия педагога и воспитанников: в совместном общении выстраивается система жизненных отношений и ценностей в единстве с деятельностью.

Занятия видами рукоделия, представленными в программе, способствуют развитию мелкой моторики, развитию пространственного мышления, эстетического вкуса, воображения, фантазии, воспитанию усидчивости, аккуратности, трудолюбия.

При взаимодействии всех параметров программы формируется благоприятная среда для индивидуального развития детей, происходит самообучение, саморазвитие и самореализация, формируется творчески активная личность.

Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной программы в том, что она отражает тенденцию к возрождению популярности рукоделия, поиску инновационных техник, внесению новых веяний и тенденций в традиционные виды декоративно-прикладного искусства. Через приобщение детей к инновационным видам рукоделия оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры.

Практическая значимость. Программа соответствует потребностям детей и их родителей, так как ориентирована на разный уровень подготовленности учащихся. Гибкость и многоуровневая структура позволяют заниматься детям с различным уровнем психического и физического развития, и в то же время программа ориентирована на оказание помощи и поддержки одарённым и талантливым учащимся, поднимая всех на качественно новый уровень индивидуального развития. Программа является «зоной ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями.

Структура программы:

  1. Комплекс основных характеристик программы

            1.1. Пояснительная записка

            1.2. Учебный план стартового уровня обучения

            1.3. Содержание учебного плана стартового уровня

            1.4. Учебный план базового уровня обучения

            1.5. Содержание учебного плана базового уровня

            1.6. Учебный план продвинутого уровня обучения

            1.7. Содержание учебного плана продвинутого уровня

            1.8. Планируемые результаты освоения учащимися программы

  1. Комплекс организационно-педагогических условий

            2.1. Календарный учебный график 1 год обучения

            2.2. Календарный учебный график 2 год обучения

            2.3. Календарный учебный график 3 год обучения

            2.4. Условия реализации программы

            2.5. Методическое обеспечение

  1. Список литературы

Результаты программы:

.Личностные результаты:

  • формирование и развитие художественного вкуса, интереса к художественному искусству и творческой деятельности;
  • формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей национальной принадлежности в процессе изготовления художественных произведений;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с национальным творчеством разных стран и эпох;
  • формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • формирование мотивации к художественному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности художественно-творческой деятельности учащихся.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

учащиеся научатся:

  • сознательно усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач;
  • находить необходимую для выполнения работы информацию в различных источниках; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели);
  • сравнивать, характеризовать и оценивать возможности её использования в собственной деятельности;
  • анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
  • выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
  • использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме;
  • выполнять символические действия моделирования и преобразования модели.
  • учащиеся получат возможность:
  • научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая инсценировки и выступая перед зрителями;
  • удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.

Регулятивные УУД:

учащиеся научатся:

  • планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью, устанавливая причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатом и прогнозировать действия, необходимые для получения планируемых результатов;
  • осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
  • самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы.

учащиеся получат возможность:

  • формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной деятельности;
  • действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск с учётом имеющихся условий.

Коммуникативные УУД:

учащиеся научатся:

  • организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь;
  • формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
  • проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы, комментировать и оценивать их достижения в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания.

Учащиеся получат возможность совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый опыт в ходе занятий.

Предметные результаты:

к концу первого года обучения учащиеся обладают следующими знаниями и умениями;

  • правила безопасности труда при работе с ножницами, иглой, утюгом;
  • основные инструменты и материалы, необходимые для работы в видах рукоделия, представленных в программе;
  • история всех видов рукоделия, представленных в данной программе;
  • основные виды ручных швов;
  • отличительные особенности интерьерных игрушек (примитивных, чердачных, кукол «тильда», игрушек с функциональным назначением;
  • особенности таких техник как скрапбукинг и кардмейкинг, декупаж, лепка, искусство топиария, флористика;
  • технология изготовления интерьерных игрушек, технология работы с готовыми выкройками, шаблонами, скетчами;
  • подбирать и готовить нужные инструменты и материалы соответственно стилю и технике;
  • работать с готовыми выкройками, шаблонами, скетчами;
  • делать основные виды ручных швов;
  • правильно набивать игрушки и обрабатывать «потайной шов»;
  • оформлять готовые изделия;
  • определять качество выполняемых работ и изготавливаемых изделий.

к концу второго года обучения учащиеся обладают следующими знаниями и умениями;

  • основные инструменты и материалы, необходимые для работы в видах рукоделия, представленных в программе;
  • отличительные особенности каждого вида рукоделия, представленного в данной программе;
  • основные стили дизайна интерьера;
  • декоративные ручные швы, их особенности и название;
  • отличительные особенности интерьерных игрушек всех видов;
  • особенности таких техник, как скрапбукинг и кардмейкинг, декупаж, лепка, искусство топиария, флористика;
  • технология изготовления интерьерных игрушек в соответствии с их отличительными особенностями;
  • особенности работы с готовыми выкройками, шаблонами, скетчами;
  • технология создания простых выкроек по готовому образцу.
  • подбирать и готовить нужные инструменты и материалы, знать их название и области применения в каждом конкретном виде рукоделия;
  • работать с готовыми выкройками, шаблонами, скетчами;
  • создавать простые выкройки по готовому образцу (с помощью педагога);
  • делать все виды ручных швов;
  • правильно набивать игрушки и обрабатывать швы;
  • использовать различные элементы различных техник в готовом изделии;
  • оформлять готовые изделия, создавая целостный образ (в соответствии с отличительными особенностями каждой техники);
  • различать основные стили дизайна интерьера;
  • самостоятельно определять качество выполняемых работ и изготавливаемых изделий.

Кто реализует программу: Алексеева Анна Владимировна, педагог дополнительного образования муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Станция юных натуралистов» г. Железногорск.