Ладушки
Организатор: Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Железногорска
Место проведения: Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Железногорска
Контакты:
Мартыненко Юлия Леонидовна, руководитель программы
E-mail: egorian11@list.ru
Телефон: 8 908 127 32 52
О программе:
Лепка — любимое и увлекательное занятие не только для детей, но и многих взрослых. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни, нравственных представлений. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды декоративно-прикладного искусства, лепка формирует эстетический вкус, развивает чувство прекрасного. Она даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Занятия комплексно воздействуют на развитие ребёнка, повышают сенсорную чувствительность, способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. У детей развивается: воображение, пространственное мышление, навыки ручной работы, мелкая моторика рук, синхронизируется работа обеих рук. Процесс работы позитивно влияет на психическое здоровье детей, формирует навыки умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Обучающийся учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руки, пальцы, что способствует развитию речи.
В программе предусмотрена работа с различными натуральными пластичными материалами: соленое тесто, масса из опилок и клея (техника «жёсткого гобелена»), современных отделочных материалов (фактурная штукатурка, жидкие обои, акриловая шпаклёвка).
Структура программы:
Содержание и материал программы организован по принципу дифференциации и включает в себя три уровня сложности: стартовый – направлен на минимальную сложность предлагаемого материала; базовый – базовая подготовка, обеспечивает трансляцию приобретенных индивидуальных знаний и умений обучающихся (участие в конкурсах, творческое проявление способностей).
Программа состоит из разделов:
- «Лепка из соленого теста» — знакомит обучающихся с технологией лепки из теста: плоских изделий, геометрических объемных изделий, лепки фигурок на каркасе, изготовление картин, подвесных конструкций (инсталляций).
- «Лепка из пряничного теста» — знакомит обучающихся с техникой изготовления пряников, различными методами (при помощи вырубок, т.е. формочек) и лепки объемных форм. А также обучающиеся учатся расписывать, глазуровать пряники специальными составами (глазурью) и декорировать их.
- «Технология декорирования изделий» — знакомит учащихся с видами покрывных материалов (различные краски, колера, глазури, лаки, клеи), а также основам цветоведения.
- «Жесткий гобелен» — дает представление об изготовлении объемных картин из пластической массы (опилки, клей, красители) различными способами: с применением контуров (шнуров, веревок, ниток) и безконтурным вариантами; знакомит детей с понятием эскиз.
- «Изучение структурных поверхностей» — дает представление о стилизации предметов и сюжетов, знакомит учащихся с основами декоративной композиции, видами декорирования изделий, знакомит с эстетикой подачи изделий (оформление и упаковка).
- «Объединение различных видов лепки и фактурных форм» — знакомит учащихся с фактурами предметов, с вариантами изготовления из пластической массы имитации различных поверхностей (кожи, дерева, камня, кирпича, песка, шкур животных и др.); с композицией из лепных изделий и подручных материалов.
- «Сувениры к праздникам» — изготавливаются сувениры к осенним праздникам (день учителя, день мамы), зимним праздникам (рождественские украшения и подарки, кукла – масленица и блины, сердечки-валентинки, подарки мужчинам к 23 февраля), весенние праздники (подарки мамам к 8 марта, заклички весны- жаворонки, пасхальные сувениры).
Результаты программы:
В результате освоения программы у обучающегося будут сформированы:
Личностные результаты:
- интерес к новым видам лепки, формообразованию;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности;
- адекватное понимание причин успешности творческой деятельности.
- формирование внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме;
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- выполнять учебные действия в материале, в действии, в уме.
Познавательные:
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- выбирать эффективный способ решения творческой задачи;
- искать и выделять необходимую информацию.
Коммуникативные:
- ставить вопросы и решать их;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- планировать учебное сотрудничество с педагогом.
Предметные результаты:
обучающий будет знать:
- виды покрывных материалов;
- способы составления эскизов;
- терминологию специальных слов;
- понятия: фактура, структура, орнамент, композиция, декоративное оформление, эскиз, стиль, стилистика, декоративные поверхности.
- значение оформительской деятельности, виды декоративных решений интерьеров;
обучающий будет уметь:
- самостоятельно приготовить соленое тесто разными способами;
- лепить элементы и собирать их в единую композицию;
- выполнять технику изготовления жесткого гобелена из опилок и шнура;
- лепить пряники, несложные сувениры, изделия на каркасе;
- изготавливать объемные картины с применением дополнительных материалов;
- составлять эскизы;
- декорировать жесткую поверхность разными способами (имитация кожи, коры дерева, шкур животных и млекопитающих, структуру бетона, штукатурки, переплетения нитей, оттиски и т.п.).
Кто реализует программу:
Мартыненко Юлия Леонидовна – педагог дополнительного образования МКУДО «Центр детского творчества»