Ярмарка ремёсел


Ярмарка ремёсел

Организатор: Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Железногорска

Место проведения: Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Железногорска

Контакты:

Макарова Елена Николаевна, руководитель программы

E-mail: elena2s@bk.ru

Телефон: 89207058380

Селитринникова Анна Александровна, руководитель программы

E-mail: irinaselitrinnikova@mail.ru

Телефон: 89202621571

О программе:

Художественно-прикладная деятельность в народном творчестве известна давно и пользуется популярностью до сих пор. Выполняется из различных материалов и в различных техниках. В данной программе представлены художественная роспись и художественная обработка соломки. Занятия этими видами творчества обладают ярко выраженным терапевтическим эффектом воздействия на психику и организм человека,  смогут  дать  ребенку  те  необходимые  знания, которые  ему  нужны  для  полноценного  развития,  для  того  чтобы  он  почувствовал  красоту  и  гармонию  природы,  чтобы  лучше  понимал  себя  и  других  людей, чтобы смог выражать  свои оригинальные  идеи  и  фантазии.

Программа «Ярмарка ремесел» посвящена сохранению и развитию народного творчества. Простая методика овладения ремеслом, приспособление его к потребностям повседневной жизни, способствуют превращению работы в любимое увлечение.

Соломка очень интересный природный материал, это доступное и дешёвое сырье. В работе используются простые инструменты и приспособления, которые мы каждый день без проблем используем в быту. Это помогает обучающимся быстрее адаптироваться к бытовым условиям окружающей нас среды.

В свою очередь, художественная роспись уникальный, самобытный, старинный и интереснейший вид художественного творчества. Это  особый  язык,  на  котором  нужно  учиться  говорить  с  помощью  цвета,  формы,  ритма, движения, других  средств  выражения.

Ребенок, прошедший обучение по этой программе, становится более уверенным в себе, так как в его руках есть ремесло. Его органы чувств более чуткие, глаза и пальцы более умные, фантазия и вкус более развиты. От подобного образования получают несомненную пользу все профессии, где нужна тонко развитая, быстро реагирующая наблюдательность, будь то токарь или хирург, ботаник или геолог. Пройдя курс обучения по данной программе, обучающийся получает понимание того, что в современном мире важны не только новые технологии и компьютерные техники, не только бизнес и политика, но не утратили своей ценности такие вечные понятия как творчество, ремесло, народные традиции, истинно русский дух. Это по-прежнему востребовано, сейчас, может быть больше, чем когда-либо. Курс поможет учащемуся самоопределиться в своей будущей профессиональной деятельности. Получив уникальные навыки и научившись творчески их выполнять в различных изделиях, обучающийся существенно повышает собственную самооценку, значимость своей личности.

Структура программы:

Содержание и материал программы организован по принципу дифференциации и включает в себя три уровня сложности: стартовый – направлен на минимальную сложность предлагаемого материала; базовый – предполагает специализированное и углубленное изучение содержания программы; продвинутый – предусматривает освоение сложного и профессионального уровня знаний, также подразумевает дальнейшее творческое развитие обучающегося.

Программа состоит из разделов:

Художественная обработка соломки

  1. «Плетеные элементы» — знакомит обучающихся с простыми видами плетения из соломки; технологией выполнения веточек, наборного полотна методом «шахматка» и «паркетик»; техникой плетения розочки, простого листика, травки; техникой плетения «косичка», «зубатка», «рогожка», «витая».
  2. «Усложненные плетеные элементы» — знакомит обучающихся с технологией выполнения наборного полотна методом «шахматка» и «паркетик» с усложнениями; техникой плетения «косичка», «зубатка», «рогожка», «витая» с усложнениями; техникой плетения лепестков для цветов и листьев с усложнениями.
  3. «Аппликация» — знакомит обучающихся с технологией выполнения соломенного полотна; правилами работы над эскизом (позитив, негатив, направление соломки); основные правилами выполнения фигурок животных (деление на отдельные элементы, правильное расположение соломки, фоновая растяжка); очередностью наклеивания деталей; сборке деталей на кальке; правилами выполнения архитектурных сооружений (избы, мельницы, церкви и т.д.); изображением переднего и заднего плана; способами изображения водных поверхностей, неба, облаков, поля и т.п.
  4. «Объемная аппликация» — знакомит обучающихся с правилами нанесение цветового тона и растяжки тона; технологией выполнения объемных деталей; правилами выполнения «прорезной» аппликации; технологией имитации меха, перьев, чешуи; правилами выполнения цветной композиции.
  5. «Сувениры к праздникам» — изготавливаются сувениры к различным праздникам: рождественские сувениры, валентинки, декоративные цветы к 8 марта, пасхальные сувениры.

Художественная роспись

  1. «Основы художественных ремесел» — знакомит обучающихся с элементами художественной росписи, орнаментальной композицией в полосе, в квадрате, в круге.
  2. «Основы художественной росписи» — знакомит обучающихся с Городецкой, Мезенской, Полхов-Майданской и Жостовской росписями. Помогает реализовать свое воображение и фантазии в изделиях в технике свободной росписи по мотивам пройденного материала.
  3. «Сувениры к праздникам» — изготавливаются сувениры к различным праздникам: рождественские сувениры, валентинки, декоративные цветы к 8 марта, пасхальные сувениры.

Результаты программы:

В результате освоения программы  у обучающегося  будут сформированы:

Личностные результаты:

  • интерес к новым видам прикладного творчества;
  • формирование положительной мотивации к обучению;
  • адекватное понимание причин успешности творческой деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • адекватно воспринимать оценку педагога;
  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
  • выполнять учебные действия в материале, в действии, в уме.

Познавательные:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • искать и выделять необходимую информацию;
  • выбирать эффективный способ решения творческой задачи.

Коммуникативные:

  • ставить вопросы и решать их;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • осуществлять взаимопомощь друзьям.

Предметные результаты:

стартовый уровень

обучающий будет знать:

  • композиционное построение орнамента (розетта, бордюр, раппорт), статический ритм и динамический ритм;
  • композиционное построение в квадрате, круге;
  • инструменты и технику безопасности при работе с соломкой;
  • процесс заготовки и подготовки соломки к работе;
  • технику основных видов плетения.

обучающий будет уметь:       

  • правильно держать кисть;
  • выполнять основные элементы народной росписи;
  • использовать основные элементы народной росписи при составлении композиции в полосе, круге, квадрате;
  • обрабатывать соломку (нарезка, калибровка);
  • выполнять простые виды плетения.

базовый уровень

обучающий будет знать:

  • историю возникновения Городецкой, Мезенской, Полхов-Майданской, Жостовской росписи;
  • приемы и способы выполнения Городецкой, Мезенской, Полхов-Майданской, Жостовской росписи;
  • историю соломоплетения;
  • технику выполнения все плетений;
  • технологию выполнения аппликации;
  • терминологию рабочего процесса;
  • основные способы окрашивания и термической обработки соломки.

обучающий будет уметь:

  • выполнять композицию по мотивам Городецкой, Мезенской, Полхов-Майданской, Жостовской росписи;
  • расписывать заготовки в разных видах росписи;
  • выполнять плетение различной сложности;
  • выполнять аппликацию различной сложности;
  • использовать в работе технологические карты;
  • выполнять эскизы для панно;
  • выполнять композиции в технике аппликации из соломки;
  • оформить композицию согласно эскиза;
  • изготовить раму для композиции.

продвинутый уровень

обучающий будет знать:

  • способы нанесения рисунка на различную поверхность (трафарет, развертка, оттиск);
  • цветовую гамму для каждой росписи;
  • последовательность разработки творческого проекта.

обучающий будет уметь:

  • самостоятельно выполнять композиции в разных видах росписи;
  • выполнять роспись в миниатюре;
  • искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки;
  • самостоятельно разработать творческий проект по плетению и аппликации из соломки;
  • объединить художественную роспись и художественную обработку соломки в одном изделии.

Кто реализует программу:

Макарова Елена Николаевна – методист, педагог дополнительного образования МКУДО «Центр детского творчества»

Селитринникова Анна Александровна – педагог дополнительного образования МКУДО «Центр детского творчества»