Соломенная планета


«Соломенная планета»

Организатор:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Железногорска

Место проведения:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Железногорска

Контакты:

Макарова Елена Николаевна, руководитель программы

E-mail: elena2s@bk.ru

Телефон: 89207058380

О программе:

Художественно-прикладная деятельность в народном творчестве известна давно и пользуется популярностью до сих пор. Выполняется из различных материалов и в различных техниках. В данной программе представлены аппликация и плетение из соломки, дополняются изделия природными материалами. В оформлении фона к различным работам используются кожа, ткань, бумага, сизаль. Занятия аппликацией обладают ярко выраженным терапевтическим эффектом воздействия на психику и организм человека. Создание условий для обучения детей, для раскрытия их возможностей и подготовки к жизни, системы выявления и поддержки одаренных детей, побуждение в детях желания заботиться о своем здоровье и их здоровьесбережение, отражённые в предлагаемой программе, являются приоритетными задачами по реализации современных государственных стратегических целей в образовании.

Соломка очень интересный природный материал, это доступное и дешёвое сырье. В работе используются простые инструменты и приспособления, которые мы каждый день без проблем используем в быту. Это помогает обучающимся быстрее адаптироваться к бытовым условиям окружающей нас среды.

Программа «Соломенная планета» посвящена сохранению и развитию этого вида народно-прикладного творчества. Простая методика овладения ремеслом аппликации и плетения из соломки, приспособление его к потребностям повседневной жизни, красота природного материала способствуют превращению работы с соломкой в любимое увлечение.

Ребенок, прошедший обучение по этой программе, становится более уверенным в себе, так как в его руках есть ремесло. Его органы чувств более чуткие, глаза и пальцы более умные, фантазия и вкус более развиты. От подобного образования получают несомненную пользу все профессии, где нужна тонко развитая, быстро реагирующая наблюдательность, будь то токарь или хирург, ботаник или геолог. Пройдя курс обучения по данной программе, обучающийся получает понимание того, что в современном мире важны не только новые технологии и компьютерные техники, не только бизнес и политика, но не утратили своей ценности такие вечные понятия как творчество, ремесло, народные традиции, истинно русский дух. Это по-прежнему востребовано, сейчас, может быть больше, чем когда-либо. Курс поможет подростку самоопределиться в своей будущей профессиональной деятельности. Получив уникальные навыки и научившись творчески их выполнять в различных изделиях, обучающийся существенно повышает собственную самооценку, значимость своей личности.

Большое значение в обучении имеет обсуждение художественных выставок, поиск и подбор иллюстраций, образцов, дизайнерских разработок и организации проектной деятельности. При выполнении творческих проектных работ обучающиеся, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным и эстетическим, так и экономическим и экологическим требованиям.

Структура программы:

Содержание и материал программы организован по принципу дифференциации и включает в себя три уровня сложности: стартовый – направлен на минимальную сложность предлагаемого материала; базовый – предполагает специализированное и углубленное изучение содержания программы; продвинутый – предусматривает освоение сложного и профессионального уровня знаний, также подразумевает дальнейшее творческое развитие обучающегося.

Программа состоит из разделов:

  1. «Плетеные элементы» — знакомит обучающихся с простыми видами плетения из соломки; технологией выполнения веточек, наборного полотна методом «шахматка» и «паркетик»; техникой плетения розочки, простого листика, травки; техникой плетения «косичка», «зубатка», «рогожка», «витая».
  2. «Усложненные плетеные элементы» — знакомит обучающихся с  технологией выполнения наборного полотна методом «шахматка» и «паркетик» с усложнениями; техникой плетения «косичка», «зубатка», «рогожка», «витая» с усложнениями; техникой плетения лепестков для цветов и листьев с усложнениями.
  3. «Аппликация» — знакомит обучающихся с технологией выполнения соломенного полотна; правилами работы над эскизом (позитив, негатив, направление соломки); основные правилами выполнения фигурок животных (деление на отдельные элементы, правильное расположение соломки, фоновая растяжка); очередностью наклеивания деталей; сборке деталей на кальке; правилами выполнения архитектурных сооружений (избы, мельницы, церкви и т.д.); изображением переднего и заднего плана; способами изображения водных поверхностей, неба, облаков, поля и т.п.
  4. «Объемная аппликация» — знакомит обучающихся с правилами нанесение цветового тона и растяжки тона; технологией выполнения объемных деталей; правилами выполнения «прорезной» аппликации; технологией имитации меха, перьев, чешуи;  правилами выполнения цветной композиции.
  5. «Сувениры к праздникам» — изготавливаются сувениры к различным праздникам: рождественские сувениры, валентинки, декоративные цветы к 8 марта, пасхальные сувениры.

Результаты программы:

В результате освоения программы  у обучающегося  будут сформированы:

Личностные результаты:

  • интерес к новым видам прикладного творчества;
  • формирование положительной мотивации к обучению;
  • адекватное понимание причин успешности творческой деятельности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • адекватно воспринимать оценку педагога;
  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
  • выполнять учебные действия в материале, в действии, в уме.

Познавательные:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • искать и выделять необходимую информацию;
  • выбирать эффективный способ решения творческой задачи.

Коммуникативные:

  • ставить вопросы и решать их;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • осуществлять взаимопомощь друзьям.

Предметные результаты:

  • знать инструменты и технику безопасности при работе с ними;
  • знать технологию изготовления различных видов плетений;
  • знать технологию выполнения различных видов аппликации из соломки;
  • знать терминологию специальных слов;
  • уметь плести элементы плетений;
  • уметь изготовить изделие с применением аппликации из соломки;
  • уметь работать по технологическим картам.

Кто реализует программу:

Макарова Елена Николаевна – методист, педагог дополнительного образования МКУДО «Центр детского творчества»