Развитие речи (инклюзивное образование)


«Развитие речи» (инклюзивное образование)

Организатор:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Железногорска

Место проведения:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Железногорска

Контакты:

Троицкая Анна Николаевна, руководитель программы

E-mail: annatroickaya@mail.ru

Телефон: 89103167275

О программе:

В основе построения индивидуальной образовательной программы стоит организация оптимальных для ребёнка условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков.

Общими принципами формирования программы являются индивидуальность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность.

Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р. Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной.

Программа разработана для детей, не посещающих детские дошкольные учреждения, включает в себя подготовку к школе. Занятия проводятся только в утреннее время: вторник – четверг: 9.00 – 14.10.

Структура программы:

Разделы программы по Развитию речи:

  1. Коррекционно – развивающий раздел

I год обучения

  1. период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
  2. Формирование словаря и грамматического строя речи:

Развивать понимание речи; Выделять названия предметов, действий, признаков; Формировать простые способы словообразования уменьшительно-ласкательной формы и множественного числа имен существительных; Формировать усвоение некоторых форм словоизменения; Формировать понимание и практическое усвоение предлогов.

  1. Развитие связной речи:

Учить составлять простые предложения и составлять простые описательные рассказы по картинкам; Формировать навыки диалогической речи.

  1. Формирование фонематического восприятия:

Познакомить с органами артикуляции; Развивать слуховое и зрительное внимание, память; Познакомить со звуками А, У. Формировать просодическую сторону речи.

  1. период (декабрь, январь, февраль)
  2. Формирование словаря и грамматического строя речи:

Продолжать формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории;

  1. Развитие связной речи:

Продолжать формировать и закреплять навыки составления предложений, описательного рассказа; Совершенствовать навыки ведения диалога.

  1. Формирование фонематического восприятия:

Познакомить со звуками И, О, Э. Учить дифференцировать на слух и в речи звуки О-У, Э-И. Учить воспринимать на слух и правильно воспроизводить слоговую структуру слов.

  1. период (март, апрель, май)

Продолжать формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории, навыки словообразования и словоизменения, понимания, ипрактическое употребление простых предлогов;

Продолжать работу по формированию словаря и грамматического строя речи, связной речи, фонематического восприятия.

II год обучения

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Работа по выработке четких координационных движений артикуляционного аппарата;  Формирование умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков; Развитие общей моторики, выработка координации речи с движением; Развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составлением узоров, фигур по образцу, обведение, закрашивание и штриховка; Формирование пространственных представлений. Работа по формированию правильного речевого дыхания; 

Второй период (декабрь, январь, февраль)

Выработка умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо; Формирование слухового внимания и восприятия на материале речевых и неречевых звуков; Познакомить детей со звуками. Упражнение в выделении гласных звуков в начальной ударной позиции в слове и согласных звуков в конце слова; Определение места положения звука в словах (в начале, конце слова); Познакомить с понятием «предложение»; Различение на слух изученных гласных и согласных звуков; 

Третий период (март, апрель, май)

Дифференциация звуков: гласных и согласных по твердости-мягкости. Развитие понимания речи, умение вслушиваться в обращенную речь; выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов; Обучение детей пересказу небольших рассказов и хорошо знакомых сказок, сюжетных и предметных картинок; Расширение и уточнение, активизация словаря по лексическим темам.

III год обучения

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Учить выделять начальный слог; развивать внимание и памяти; учить анализировать звуковой ряд; Учить печатать звуковые ряды из трех гласных; Формировать навык звукового анализа из трех гласных; Закрепить понятие мягкий согласный; Закрепить навыки составления рассказа по сюжетной картинке.

Второй период (декабрь, январь, февраль)

Продолжать формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории; Учить дифференцировать на слух и в речи изученные звуки; Закрепить навыки деления на слоги; Учить словообразованию сложных слов; Учить печатанию слов по следам анализа; Закреплять употребление предлогов; Обучение чтению слогов и слов; Закрепление навыка деления на слоги; Знакомство с понятиями глухой-звонкий согласный.

Третий период (март, апрель, май)

Продолжать формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории; познакомить со звуками и буквами:Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ш, Ч, Щ, Л, Р; учить составлять схему предложения; учить составлять предложения по картинке и делить их на слова; учить образовывать родственные слова; учить пересказу прочитанного текста.

  1. Рефлексивно-воспитательный раздел

Результаты программы:

В результате освоения программы  у обучающегося  будут сформированы:

Личностные результаты:

  • становление самосознания и ценностных ориентаций, проявление эмпатии и эстетической восприимчивости.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия: 

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • адекватно воспринимать оценку педагога;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • проявлять познавательную инициативу.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно воспринимать и передавать информацию.

Предметные результаты:

  • производить звуковой анализ несложных слов;
  • выделять ударение в словах и делить слова на слоги;
  • развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковой гимнастики.

Кто реализует программу:

Троицкая Анна Николаевна – педагог дополнительного образования МКУДО «Центр детского творчества»