Образцовый коллектив «Детский фольклорный ансамбль «Лапоточки»»


Образцовый коллектив «Детский фольклорный ансамбль «Лапоточки»»

Организатор:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Железногорска

Место проведения:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Железногорска

Контакты:

Борзенкова Светлана Викторовна, руководитель программы

E-mail: bor33o@mail.ru

Телефон: 89207379071

О программе:

Программа представляет собой целостную систему методов и форм учебно-воспитательного процесса. С учётом специфики и особенностей преподавания народно-песенного искусства, занятия в объединении подразделяются на групповые и индивидуальные. Групповые занятия: ансамблевое пение. Занятия предполагают: воспитание у детей эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры; узучение жанров русского фольклора, их стилевых особенностей; разучивание произведений народно-песенного искусства; работа над  совершенствованием вокально-хоровых  навыков,  над партитурой, голосоведением, 2-х,3-х голосием; работа над сценическим воплощением музыкального материала.

На хореографических занятиях ведется работа над развитием чувства ритма, овладение навыками народной хореографии, изучение стилевых особенностей  хореографии того или иного региона.

Музицирование  предполагает обучение детей игре на свиреле, что помогает развитию внутреннего слуха, моторики рук, чувства ритма, подводит детей к импровизации. Игра на свирели даёт возможность развития у детей не только мелодического слуха, но и гармонического. Педагог учит детей правильно управлять своим дыханием, помогает осознать характер собственного выдоха. Индивидуальные занятия: постановка голоса (работа над певческим дыханием, звукообразованием, звукоизвлечением, дикцией, артикуляцией). Эта дисциплина предполагает работу с «гудошниками» (дети не имеющие чистую интонацию) для того, чтобы устранить причины неверного интонирования, а так же, с одарёнными детьми для того, чтобы совершенствовать их вокальные навыки.    

Для реализации творческого потенциала каждого из обучающегося, в коллективе предусмотрена концертная, конкурсная, творческая деятельность, где ребенок, в полной мере, может раскрыться  как личность. Примером такого факта служат воспитанники нашего коллектива, которые благодаря своей творческой индивидуальности, огромной работоспособности  являются обладателями стипендий главы города Железногорска, за достигнутые успехи в Областных, Всероссийских, Международных конкурсах. Немаловажную роль в образовательном процессе занимают воспитательные мероприятия, проводимые педагогом для детей и их родителей: День матери, Новогодние колядки, Широкая масленица, День именинника.

Структура программы:

Реализация программы предусматривает ее освоение в соответствии со следующими уровнями сложности:

  • стартовый — предполагает «вхождение» в мир народного искусства, первое  практическое знакомство с ним. Основными видами деятельности детей на занятиях фольклором являются: игры (музыкальные и словесные), пение. Участники ансамбля впервые знакомятся с народным календарем, народными праздниками и обрядами, с жанрами детского музыкального фольклора;
  • базовый – направлен на интенсивное освоение фольклорных традиций. На данном этапе уделяется большое внимание изучению праздников и обрядов. Углубленно изучаются виды хороводов, элементы плясовых движений и т.д.;
  • продвинутый – на данном уровне предполагается профессиональное осмысление выбранного вида деятельности, ориентация на повышение исполнительского мастерства. Обучающиеся занимаются дальнейшим углубленным изучением пройденного материала. Знакомятся с  зимними и весенними праздниками, семейно — бытовыми праздниками и обрядами, с жанрами связанными с основными моментами в жизни человека, а так же ведётся большая исследовательская работа в области народной традиционной музыкальной культуры, где обучающиеся создают свои творческие проекты.

Программа состоит из 8 основных разделов, первые три из которых знакомят детей с произведениями  детского музыкального фольклора, их классификацией (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, заклички, дразнилки, считалки, игры, сказки), раскрывают их значение и назначение.

Разделы:

  1. «Детский музыкальный фольклор» — знакомит обучающихся с классификацией, назначением произведений детского музыкального фольклора, с жанровым разнообразием, которые предназначались ребенку в самом малом возрасте, погружает в традиции и крестьянский быт русского народа.
  2. «Устное народное творчество» — знакомит детей с произведениями устного народного творчества. «Чистоговорки», «загадки», «поговорки», «пословицы». Их значение, назначение, разучивание.
  3. «Потешный фольклор» — (прибаутки, дразнилки, загадки, потешки, скороговорки, небылицы) — вводит в мир детского музыкального творчества, знакомит с музыкальными образцами.
  4. «Народный календарь» — знакомит обучающихся с народными календарными праздниками с их обрядами и традициями, с земледельческим характером русских обрядов и праздников, с зимними праздниками  и обрядами (Рождество, Коляда), весенними праздниками и обрядами (Сороки, Встреча весны, Масленица, Пасха), летними праздниками и обрядами (Троица). Постановка обрядов.
  5. «Вокально-хоровая работа» — предполагает развитие и совершенствование  вокально — хоровых навыков. Значение роли содержания в песне, воспитание бережного и внимательного отношения к слову. Изучение региональных, стилистических  особенностей фольклора Курской, Белгородской области. Совершенствование навыков многоголосного пения.
  6. «Развитие чувства ритма» — на начальном этапе предполагает знакомство с основными элементами народного танца, с положением рук, ног, развитие чувства ритма через освоение простейших элементов народного танца (притопывание, хлопки, ритмическая ходьба). Изучение хореографических построений в хороводах, основных элементов плясовых песен. Значение пляски при исполнении песен. Освоение основных видов плясового шага, русской пляски. Курские танки и карагоды: освоение, изучение. Изучение танцевальной традиции юга России. Особенности мужской и женской пляски, постановка музыкальных номеров.
  7. «Постановка голоса» —  предполагает освоение народной манеры пения, развитие диапазона, постановку певческого дыхания. Работа над развитием артикуляционного аппарата. Приёмы пения a capella. Сценическая речь. Отработка и совершенствование навыков, подготовка сольных вокальных номеров.
  8. «Музицирование» — предполагает знакомство с народными инструментами (свирель, бубен, ложки, кугиклы, трещотки). Характеристики инструментов. Их классификация. Демонстрация художественных  возможностей инструментов. Приёмы игры на инструментах. Овладение и совершенствование полученных навыков.

Результаты программы:

В результате освоения программы  у обучающегося  будут сформированы:

Личностные результаты:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • интерес к истории русского народа, к народно-песенной культуре;
  • адекватное понимание причин успешности творческой деятельности;
  • внутренней позиции на уровне понимании необходимости обращения к народно-песенному искусству как одно из средств самовыражения в социальной жизни;

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата;
  • вносить дополнения и коррективы в план и способы действий;
  • адекватно воспринимать оценку педагога;
  • мобилизировать свои силы, преодолевать препятствия.

 

Познавательные:

  • искать и выделять необходимую информацию;
  • проявлять познавательную инициативу;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • выбирать эффективный способ решения творческой задачи.

 

Коммуникативные:

  • планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками;
  • учитывать разные мнении, стремиться к координации при коллективной работе;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую помощь.

 

Предметные результаты:

  • знать стилевые особенности, песенные традиции того или иного региона;
  • знать жанры русского фольклора, их характеристики;
  • знать историю создания  русского народного костюма;
  • уметь исполнять народно-песенный материал в традиции;
  • уметь управлять певческим дыханием;
  • уметь эмоционально и выразительно передавать настроение песни;
  • уметь держать партию в двух, трёхголосии;
  • уметь двигаться в соответствии стилевым особенностям региона.

Кто реализует программу:

Борзенкова Светлана Викторовна – педагог дополнительного образования МКУДО «Центр детского творчества»

Шаповалов Дмитрий Митрофанович – концертмейстер МКУДО «Центр детского творчества»