Традиционная народная кукла


«Традиционная народная кукла»

Организатор:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Железногорска

Место проведения:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Железногорска

Контакты:

Мельцева Ольга Александровна, руководитель программы

E-mail: olga.meltseva@yandex.ru

Телефон: 89103153467

О программе:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Традиционная народная кукла» относится к художественной направленности и ориентирована на возрождение традиций изготовления народной куклы; приобщению обучающихся к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание условий для самореализации личности ребенка. Программа вводит детей в удивительный мир народной культуры, творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности. В содержании широко раскрывается художественный образ куклы, слова, связь народной культуры с духовными ценностями. Осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

По данной программе дети имеют возможность не только обучаться изготовлению кукол, но и изучать быт, обряды, отдельные предметы культуры, принимать участие в народных праздниках, играх, которые способствуют «погружению» в удивительный мир народной культуры.

Тряпичные народные куклы являются частью традиционной детской культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. В этой традиционности главное отличие от современных игрушек. Таким образом, с точки зрения воспитания, целесообразно вводить традиционных народных кукол в жизнь современных детей. Кроме того, традиционная народная кукла обладает рядом особенностей. Ее изготовление не требует жесткой системы выкроек и лекал. Поэтому, единый технологический процесс всегда дает индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики (нарисованного лица у них нет), но не безличны. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя. Такая система позволяет ребенку выразить свои внутренние особенности.

Обучаясь по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Традиционная народная кукла», ребенок испытывает радость от изготовления игрушки. Кукла, сделанная своими руками, дает большие возможности для творческой самореализации и развития личности ребенка, развития его фантазии, т.к. ребенок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает), т.е. осваивает различные социальные роли. Застенчивый, комплексующий ребенок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную роль. В ходе освоения материала программы у детей развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, речи, письма, совершенствуются пространственные и творческие способности, корректируются недостатки памяти и внимания, умение сравнивать и найти отличия между двумя и более объектами, восстанавливать по памяти ранее увиденное.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали» и соответствует по сложности детям определенного возраста, а также нацелена на знакомство детей с разнообразием мира народных кукол и освоение старинных техник и технологий по их изготовлению, ее освоение предполагает не только овладение техниками художественного творчества, но и вводит детей в мир духовной культуры, знакомит с православными праздниками, обычаями, традициями.

Структура программы:

Реализация программы предусматривает ее освоение в соответствии со следующими уровнями сложности:

  • стартовый – предполагает получение азов знаний о тряпичной народной игрушке, как объекте национального и культурного значения; освоение элементарных навыков ее изготовления;
  • базовый – предполагает освоение специфики изготовления тряпичной игрушки и углубление знаний о народной культуре и традициях; получение опыта самостоятельного действия через изготовление собственной игрушки;
  • продвинутый – предусматривает формирование потребностей и способностей в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью совершенствования полученных знаний и навыков; самореализацию обучающихся через участие в конкурсно-выставочной деятельности.

Программа состоит из 5 разделов, первые три из которых знакомят детей с традиционной классификацией тряпичной куклы (игровые обрядовые, обереговые), раскрывают технологию изготовления, ореол обетования и назначение.

Разделы:

  1. «Игровые куклы» — знакомит обучающихся с простыми видами традиционной тряпичной куклы, которые предназначались ребенку в самом малом возрасте, погружает в традиции и крестьянский быт.
  2. «Обрядовые куклы» — знакомит детей с куклами, применяющимися в различных обрядах календарного цикла (земледельческих, свадебных и т.д.), с православными праздниками.
  3. «Обереговые куклы» — посвящает детей в историю создания кукол, предназначавшихся для конкретного человека или семьи, несущих обереговый смысл.
  4. «Авторская игрушка»ориентирует обучающихся на применение и сочетание авторских и традиционных техник изготовления тряпичной куклы, на создание собственных образцов, импровизацию в работе.
  5. «Конкурсно-выставочная деятельность» — предусматривает самореализацию обучающихся через участие в проектах, конкурсах, выставках и т.д.                                                                                                 

Результаты программы:

В результате освоения программы  у обучающегося  будут сформированы:

Личностные результаты:

  • Выбирать поступки в различных ситуациях, опираясь на общечеловеческие, российские, национальные и личные представления о «добре» и «красоте». Для этого:
  • различать «доброе» и «красивое» в культурном наследии России и мира в общественном и личном опыте, отделять от «дурного» и «безобразного»;
  • стремиться к художественному творчеству, умножающему красоту в мире и к деятельности, приносящей добро людям;
  • Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории;

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
  • мобилизовывать свои силы, преодолевать препятствия;
  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные:

  • выбирать эффективный способ решения творческой задачи;
  • самостоятельно отбирать для решения творческих задач необходимые источники информации;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Коммуникативные:

  • доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи;
  • понимать другие позиции (взгляды, интересы);
  • договариваться со сверстниками, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы выполнять работу сообща.

Предметные результаты:

  • Знать правила техники безопасности при работе с ножницами и иглами;
  • Знать классификацию тряпичных кукол и историю их возникновения;
  • Знать общие сведения об обрядах, традициях, связанных с народной куклой;
  • Знать основные приемы изготовления народной куклы;
  • Знать основные виды швов: строчной, «вперед иголка», «через край»;
  • Уметь выполнять основные технологические операции, применяемые при изготовлении кукол;
  • Уметь самостоятельно изготавливать изученные в программе виды кукол и создавать, пользуясь полученными знаниями, авторские куклы;
  • Усвоить бережное и уважительное отношение к кукле как к объекту национальной истории и культуры.

Кто реализует программу:

Мельцева Ольга Александровна – методист, педагог дополнительного образования МКУДО «Центр детского творчества»