Образцовый коллектив «Кукольный театр «Буратино»»


Образцовый коллектив «Кукольный театр «Буратино»»

Организатор:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Железногорска

Место проведения:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» г. Железногорска

Контакты:

Фролкова Ирина Михайловна, руководитель программы

E-mail: perevoshchikova.natalia@yandex.ru

Телефон: 89192716445; 89202644456

О программе:

Программа органично соединяет в себе познавательную деятельность обучающихся по изучению истории театра кукол, приобретению навыков актёрского мастерства, сценической речи, пластики рук и тела; изобразительного творчества при создании кукол, декораций и реквизита к спектаклям. Специфика данного направления такова, что при работе в данном направлении необходима работа двух педагогов: педагога — режиссёра и педагога – художника.

В этом процессе проявляется познавательная и предметная деятельность ребёнка. Овладение речью через куклу позволяет ребёнку воспринимать явления более осознанно. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, активнее происходит психическое развитие. Хорошо известно, что кукла созданная руками самого ребёнка, приобретает для него особую ценность. Поэтому овладение основами изготовление кукол может сыграть двойную роль: раскрыть творческий потенциал ребёнка и в тоже время обучить его тем элементарным технологическим приёмам, овладение которыми может иметь более широкое применение.

Программа направлена на формирование навыков сотрудничества, эмоциональной гибкости, коммуникативный, самореализации через занятия и постановку спектаклей; воспитание творческой активности и гармонично развитой личности.

 Структура программы:

Программа художественной направленности «Театр кукол «Буратино» рассчитана на 4 года обучения для детей школьного возраста (7-17), имеет стартовый, базовый и продвинутый уровни.

Стартовый уровень

Основы актёрского мастерства — развитие творческих навыков, психофизического самочувствия, театральные игры, артистическая смелость, импровизация. Основы сценической речи: теоретические основы сценической речи (дыхание, голос, дикция), скороговорки, владение интонацией. Основы сценического движения: движение и мышечное внимание, развитие пластики рук. Простейшие куклы: разнообразие кукольных систем, техника вождения простейших кукол.

Базовый уровень (первый год обучения)

  1. Основы актёрского мастерства — сценическое движение, сценическое общение, изучение системы Станиславского. Основы сценической речи: дыхание, голос, дикция, логика сценической речи, сочиняем сказку. Основы сценического движения: пластический тренинг, характерность движений. Перчаточная кукла: история перчаточной куклы, техника вождения перчаточной куклы. Внутри студийная работа – основы театральной культуры. Работа над одноактовой пьесой, работа над образом.
  2. Работа над куклами — разнообразие систем театральных кукол, образ куклы. Изготовление головы куклы: техника лепки из пластилина, лепка головы и торса куклы, изготовление гипсовых форм, техника папье-маше, различные виды оформления маски куклы. Изготовление мелких деталей куклы, рук и ног. Костюм: история костюма, изучение стилистики костюмов, изготовление костюма. Изготовление декораций и реквизита к спектаклю.

Базовый уровень (второй год обучения)

  1. Основы актёрского мастерства — актёрские тренинги, Основы сценической речи: дыхание, голос, дикция, логика сценической речи. Основы сценического движения: пластический тренинг, характерность движений. Тростевая кукла: история тростевой куклы, техника вождения перчаточной куклы. Внутри студийная работа. Работа над пьесой: «разведка умом», «разведка действием». Индивидуальная работа над образом.
  2. Работа над куклами — изучение различных материалов и их пластические особенности, конструктивные особенности различных систем кукол, изготовление эскизов кукол к спектаклю, изучение всего цикла по изготовлению куклы, изготовление декораций и реквизита из подручных материалов, изучение композиции при работе над афишей и программкой к спектаклю.

Продвинутый уровень

Так как продвинутый уровень является творческим, обучающиеся занимаются проектной и постановочной деятельностью, меняются и взаимоотношения в коллективе между обучающимися и педагогами на творческое сотрудничество. Форма занятий в последующие годы сохраняется, но возрастают требования к участникам кукольного театра. На основе полученных знаний обучающиеся более активно участвуют в выборе и постановке пьесы, а также в работе при изготовлении кукол, декораций и реквизита к спектаклю.

Результаты программы:

В результате освоения программы  у обучающегося  будут сформированы:

Личностные результаты:

  • широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности

Метапредметные результаты:

Регулятивные: 

  • принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
  • определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата;
  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку педагога;

 Познавательные:

  • применять методы информационного поиска;
  • проявлять познавательную инициативу;
  • выбирать эффективный способ решения творческой задачи;

Коммуникативные:

  • планировать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками;
  • выявлять проблемы, искать способы их устранения;
  • контролировать действия партнера;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные результаты:

  • знать процесс изготовления различных систем кукол;
  • уметь управлять разными системами кукол.

Кто реализует программу:

Фролкова Ирина Михайловна – педагог дополнительного образования МКУДО «Центр детского творчества»

Перевощикова Наталья Юрьевна – педагог дополнительного образования МКУДО «Центр детского творчества»